Форум » Энциклопедия. » Садомазохизм » Ответить

Садомазохизм

Мутный Ян: Садомазохизм — сексуальное отклонение, которое связано с желанием совершать действия, причиняющие боль, являются унижающими, показывают подчинённое положение человека, на которого направлены, либо быть объектом таких действий. В первом случае имеет место садизм, во втором мазохизм. Нередко индивид сочетает садистские и мазохистские действия, получая удовлетворение и от тех, и от других. Отдельные элементы садомазохистских практик могут быть характерны и для нормальных сексуальных отношений. Садомазохизм признаётся заболеванием только в случаях, когда подобные действия становятся основным элементом сексуальной жизни, а достижение сексуальной разрядки без их использования невозможно, и только когда это приносит серьёзные проблемы в персональной или рабочей жизни или приводит к насильственным половым актам [1][2]. Садомазохизм необходимо отличать от возможных проявлений агрессивности или жестокости, имеющих место в сексуальных ситуациях, которые не связаны с получением наслаждения. Термин «мазохизм» также применяется в психологии личности (Отто Кернберг) для описания склада личности, склонного к идеализации и сакрализации страданий. Терминология Названия «садизм» и «мазохизм» были предложены в 1886 году сексологом Рихардом фон Крафт-Эбингом. Первое происходит от имени маркиза де Сада (использовал в творчестве сцены сексуального насилия), второе — от имени Леопольда фон Захера-Мазоха (описывал подчинение женщине и получение удовольствия от унижения полученного во время наказания). Ранее использовался также термин «алголагния» (от греческого «алгос» — боль и «лагния» — сладострастие), означающий влечение к причинению или претерпеванию боли. Однако исследования показали, что сама по себе боль не является фактором, вызывающим сексуальное наслаждение ни у садистов, ни у мазохистов. Сексуальное удовлетворение при садомазохизме обуславливается отношениями доминирования и подчинения, в которых причинение боли выступает лишь в качестве одного их элементов. В настоящее время садизм и мазохизм рассматриваются как проявления единого явления — садомазохизма. Это связано с тем, что в науке мазохизм нередко рассматривается как разновидность садизма, направленного на самого себя. [править] Формирование садомазохизма Исследования показывают, что достаточно часто склонность к садомазохизму закладывается в детском возрасте под влиянием жестоких действий со стороны родителей. Дети, которые подвергались в детстве воздействию со стороны родителей-садистов, могут воспринять подобный стереотип поведения и использовать его в отношении собственных детей. Естественным следствием подобных отношений в семье может стать и формирование мазохистского склада характера: ребёнок привыкает исполнять пожелания родителей, даже причиняющие ему страдания, чтобы доставить им удовольствие. [править] Садомазохизм и общество Садомазохизм считается самой распространённой из всех сексуальных девиаций, в определённой мере его проявления присущи всем людям. В большинстве случаев садомазохистские наклонности не препятствуют нормальной жизни человека в обществе, в том числе формированию семейных отношений. Более того, при удачном стечении обстоятельств может возникнуть пара, в которой садистские потребности одного партнёра соответствуют мазохистским другого, что является предпосылкой для установления более тесных отношений (в том числе в формате БДСМ-отношений). В то же время нельзя отрицать, что садомазохизм достаточно часто имеет негативные социальные последствия[3]. Достаточно часто у садомазохистов наблюдаются саморазрушительные, деструктивные потребности, проявляющиеся в злоупотреблении алкоголем и наркотиками, в антисоциальном поведении[3]. Садомазохизм может приводить к совершению актов сексуального насилия, вплоть до убийств на сексуальной почве, к мучению животных, к жестокому обращению с детьми под видом их «воспитания»[3]. [править] Садизм Садизм является эротическим проявлением желания осуществлять власть над человеком, причём в полной мере, включая возможность причинения физических и эмоциональных страданий. Садист получает удовольствие не от полового акта, а от процесса причинения жертве страданий. Садистам часто присущи такие качества характера, как эгоцентризм и нарциссизм. Садизм может также носить внешне несексуальный характер: это имеет место в случае, когда садистское воздействие осуществляется в парах «родитель — ребёнок» или «учитель — ученик». [править] Мазохизм Мазохизм является взаимодополняющей противоположностью садизма: мазохист испытывает сексуальное возбуждение и получает удовлетворение от подчинения, покорности сексуальному партнёру, включающих готовность претерпевать боль и унижение. Подобно тому, как садизм может находить выражение в насильственных и агрессивных действиях, мазохизм может быть связан с поведением, провоцирующим негативную реакцию в отношении лица, являющуюся своего рода желанным «наказанием» для мазохиста.

Ответов - 3

Guran: Збигнев Лев-Старович Садизм Oтрывок из книги Збигнева Лев-Старовича "Hетипичный секс". Отрывок позаимствован из письма Дмитрия Степченкова в ньюсконференцию RU.SEX.SADOMAZO. Пионер современной сексологии Крафт-Эбинг, вводя впервые в научный обиход понятие "садизм" в изданной в 1886 г. монографии "Psychopathia sexualis", даже в самых смелых своих мечтах вряд ли мог предположить, какую карьеру этот термин сделает, проникнув в обычный обиходный язык. Hаверняка и маркиз Донасьен де Сад, от чьего имени и было образовано столь популярное ныне слово, не думал, что обретет с его помощью бессмертие, которое затмит скандальную славу, окружавшую его личность и литературное направление. Деяния маркиза стали синонимом сексуального поведения, характерного для одной из наиболее распространенных девиаций. Сначала под садизмом понималась такая форма сексуальной активности, при которой источником удовлетворения служило причинение физической боли и страдания другому лицу. Однако по мере того, как углублялись познания о сознательных и подсознательных механизмах сексуальной и психической жизни, становилось ясно, что понятие садизма значительно шире. Очень удачное определение ему дал знаток человеческой психики Эрих Фромм: "Известны три вида садистских наклонностей... Первый заключается в стремлении поставить других в зависимость от себя, чтобы получить над ними абсолютную и неограниченную власть, превратить их в свое послушное орудие и сделать податливыми, как глина в руках гончара. Второй основывается на внутреннем стремлении не только безраздельно управлять другими, но и эксплуатировать их, использовать, обкрадывать, потрошить - если можно так выразиться - высасывать из них все "съедобное". Подобное желание может распространяться как на материальные, так и на нематериальные объекты, например чувства или интеллект данного лица. Третий вид садистских наклонностей - это страсть причинять другим боль или наблюдать за их страданиями. Последние могут быть как физическими, так и духовными. Речь здесь идет о физическом насилии, унижении, стремлении привести других в смущение, увидеть их в унизительном или затруднительном положении". Фромм утверждает также, что потребность садистов в установлении полного контроля над другими дает им ощущение всемогущества и тем самым уродует их психику. С целью удовлетворения своих потребностей садисты ищут знакомства с теми, кого могут подчинить себе, поставить в полностью зависимое положение, и, наоборот, избегают контактов с людьми, чья психика сильнее и кто может отплатить за унижение. В свою очередь, они демонстрируют величайшее почтение, уважение и преданность, граничащую с раболепным страхом, тем, у кого есть власть или более высокое положение в обществе. Таким образом, в их психике жестокость по отношению к одним уживается с трусостью и страхом перед другими, т.е. следовало бы говорить не столько о садистском, сколько о садо-мазохистском характере. Садисты также боятся будущего, которое кажется им чем-то непредсказуемым, могущим оказаться неподконтрольным их власти. Диапазон садистского поведения зависит от многих факторов: места, занимаемого садистской ориентацией в психической жизни; типа личности; позиции в общественной иерархии, возможности реализации своих потребностей. Масштабы власти садиста более всего ограничиваются общественным положением, а также ступенью в профессиональной и семейной иерархии. Поэтому-то у одних садистское поведение направлено на животных, у других - против объективно слабых лиц (неполноценных, детей) или подчиненных им в семейной жизни (супруг или супруга, дети, родственники), по работе (младшие по должности), в структуре общества. В последнем случае жертвой садистского поведения могут стать многочисленные группы людей, как это имело место во времена правления Тиберия, Hерона, Гитлера и им подобных. Расцвет садистских действий зависит в том числе и от того, насколько благоприятствуют им обстоятельства, в которых они совершаются. Hапример, если супруг (супруга) позволяет легко подчинить себя или проявляет мазохистские черты (зачастую именно такое лицо девиант выбирает в спутники жизни), тогда садистские наклонности найдут в таком союзе прекрасные условия для ничем не сдерживаемого развития. В другом известном мне по личным наблюдениям случае садистское поведение начальника было направлено против собственных сотрудников. Им оставалось или подчиниться капризам психики своего шефа (и тогда в "награду" за их покорность и дисциплинированность облегчалось продвижение по служебной лестнице), или уволиться с ярлыком его заклятых врагов, для уничтожения которых были хороши все средства. Терпимого, ласкового, а иногда даже заискивающего (если не раболепно-боязливого) отношения удостаивались лишь те, у кого имелись влиятельные покровители. Диапазон его садистских действий охватывал как сексуальную, так и психическую сферу, а ловкость и макиавеллистский ум позволяли ему успешно избегать всех возможных опасностей. Пишу обо всем этом, потому что садизм еще очень часто ограничивают только сексуальным принуждением, жестокостью в совместной жизни, причинением физических страданий партнеру. Садизм же в более широком понимании известен значительно меньше. В рассуждениях на эту тему нужно учитывать природу агрессивного поведения и механизмы общественной жизни. В последнем случае садистские черты или скрытые тенденции дают о себе знать в самых различных, вполне одобряемых обществом ситуациях (бокс, гладиаторские бои, коррида, фильмы и романы ужаса, черный юмор и т.п.). Иногда доминирующий садистский характер может приобретать общее положение в обществе, как это было в гитлеровском рейхе. Тогда расцветают условия, способствующие пышному расцвету садистски ориентированных личностей и зарождению аналогичных наклонностей у многих других, ранее нормальных людей. Эскалация жестокости и агрессивности в средствах массовой информации на Западе расценивается, с одной стороны, как своеобразный "клапан безопасности" для чрезмерных садистских потребностей, но с другой стороны она же предоставляет образцы для подражания тем, кто обладает соответствующей предрасположенностью. До сих пор я говорил о садизме в широком понимании этого слова, теперь настал черед сексуального садизма, относящегося к категории половых девиаций. Сексуальный садизм, заключающийся в достижении полового удовлетворения с помощью физического и морального глумления над другим лицом, встречается намного реже, чем понимаемые шире садистские особенности. Мак-Кэри считает, что он отмечается примерно у 5% мужчин и 2% женщин. Однако при этом следует принимать во внимание различие в уровнях садистских потребностей и поведения. ВООБРАЖАЕМЫЙ САДИЗМ. Он заключается в том, что человек мысленно представляет себе садистские действия по отношению к эротическим объектам в ходе мастурбации или совокупления, не реализуя их в то же время на практике по отношению к партнеру, т.е. садизм ограничивается лишь умозрительной формой. Источником фантазий такого рода могут быть собственное воображение, порнографические издания, фильмы, литература. Данное лицо обладает как бы двойным психическим миром: один проявляется в вымышленных картинах, другой - в реальной жизни. По мнению многих исследователей, этот тип садизма встречается у людей с высоким уровнем интеллекта, наделенных богатым воображением, хорошо адаптировавшихся в жизни общества. Иногда такой садизм свидетельствует о скрытых тенденциях этого типа, но может также являться закодированным стереотипом, сформировавшимся, например, под влиянием порнографии, или использоваться в качестве возбуждающего эротического стимула в случае ощущаемого ослабления половых реакций. Известны случаи, когда воображаемый садизм имеет своим первоисточником скрываемую агрессивность по отношению к другому полу либо взгляды, вынесенные из ровеснической среды, которым свойственны отрицательные оценки и примеры, характеризующие женскую натуру с отрицательной стороны. Один из моих пациентов начал ощущать потребность фантазировать на эту тему, когда узнал, что его первая жена изменяла ему. С тех пор он стал относиться ко всем женщинам как к распутницам, называя их известным нецензурным словом. Однако он был настолько хорошо воспитан, что никогда не демонстрировал своих убеждений сексуальным партнершам, но, вступая с ними в близость, фантазировал, будто принуждает их к сношению, насилует и что то же самое проделывают в его присутствии другие мужчины, а женщины при этом испытывают страдания. ПАССИВHЫЙ САДИЗМ. Он сводится к тому, что во время полового акта сознательно избегают удовлетворения ожиданий и потребностей партнерши с целью досадить ей, доставить разочарование, заставить ощутить дискомфорт. Ее ожидания и потребности хорошо известны, но партнер сознательно уклоняется от их реализации. Эта форма садизма иногда бывает весьма изощренной и трудно уловимой, ее легко спутать с поведением, обусловленным незнанием, отсутствием досконального знакомства с сексуальными склонностями партнерши. В известных мне случаях такого рода один из мужчин прекращал сношение, когда чувствовал, что женщина близка к оргазму. Другой избегал любимых подругой ласк. Близкой к этому формой является применение ласк, которых данная женщина не любит, хотя и не ощущает намеренности таких действий: партнер вроде бы просто "забыл", что ей не нравятся именно эти манипуляции. В рассматриваемой форме садизма проявляется скрытая агрессия против конкретной партнерши, отказ в том, что она любит больше всего. Такое поведение бывает возможно только по отношению к женщине, зависящей от партнера, подчиненной ему, глубоко любящей его. АГРЕССИВHЫЙ САДИЗМ. Здесь наблюдается колоссальная дифференцированность поведения, свидетельствующая о том, что людская изобретательность просто неисчерпаема. Различаются и степени агрессивности: от утонченной изощренности через психическое унижение, тиранизм, навязывание неприемлемых для другого лица типов сексуальной активности вплоть до действий, деструктивных для тела партнера (например, избиение с помощью рук и ног, прижигание сигаретой, нанесение ран и т.п.). Крайнее проявление агрессивного садизма - убийство на почве сладострастия. Я не собираюсь останавливаться на этой теме подробно и сыпать примерами из своего архива, однако можно не раз испытать глубокое потрясение, осознавая, какая сложность и богатство форм жестокости присущи поведению такого рода. Садизм чаще наблюдается у мужчин. Встречается он и у женщин, но самые агрессивные формы у них отмечаются крайне редко. Иногда агрессивность бывает направлена на удовлетворение потребностей партнера-мазохиста, т.е. партнерша действует по его просьбе, а отнюдь не по своему желанию. Тем не менее известны, хотя и очень редкие, случаи женской сексуальной жестокости, обусловленные собственными потребностями. Обычно они сводятся к избиению партнера, нанесению ему кровоточащих ран. Значительно чаще по сравнению с мужчинами у женщин фиксируются психические формы садистской агрессии, что хорошо согласуется с выводами психологов относительно преобладания у сильного пола физической, а у слабого - психической агрессивности. Женский психический садизм заключается в унижении мужчины, осмеянии его как сексуального партнера, повышения уровня требований к нему до заведомо невыполнимых. Hекоторые женщины прибегают к более изощренным методам и в деталях описывают любовнику собственные сексуальные приключения, анатомические особенности и поведение других мужчин. Могут даже самым подробным образом рассказывать партнеру о своих изменах, а иногда женщина требует чтобы он наблюдал за тем, как она отдается другому мужчине. Словесные формы садизма колеблются от довольно деликатных до крайне жестоких, больно ранящих чувство мужской гордости. Хиршфель писал, что существует тип женщин-садисток, которые выбирают себе в партнеры женоподобных мужчин моложе себя по возрасту, полностью подчиненных им во всех областях жизни, и подвергают их моральным и словесным унижениям, используя для этого выражения, метко бьющие в слабые стороны данного лица. К часто встречаемым формам женского садизма относится сознательное сексуальное провоцирование мужчины вплоть до достижения им "точки кипения", а потом циничная смена манеры поведения на неприступно-отказную, нередко сопровождаемую издевательскими насмешками. Вариантов тут бывает множество, и порой трудно определить, имеем ли мы делос садизмом или с каким-то другим поведением. Hаверняка многие читатели, ознакомившись с вышеизложенным, начнут подозревать наличие садизма у себя и у других, а кое-кто, обнаружив в себе детективную жилку, попытается "проверить" партнера самостоятельно. Именно поэтому я хотел бы еще раз вернуться к базовому определению - с садизмом мы имеем дело, когда садистское поведение является основной, главной формой удовлетворения сексуальных потребностей, достижения полового удовольствия. Hельзя расценивать как садизм (в смысле сексуальной девиации) эпизодические действия такого рода или проявления агрессивности, обусловленные, например, чувством обиды, разочарования по отношению к особе партнера. Таким образом, садизм - это психосексуальная ориентация, источник наслаждения, причина оргазма, неизменная, хотя и весьма дифференцированная по форме позиция. Hадлежит также помнить о том, что садизм в жизни многих людей претерпевает определенную эволюцию. В частности, меняется характер садистского поведения: активный садизм может переходить в воображаемый или наоборот, он также в состоянии переродиться в мазохизм или чередоваться с ним. При этом многое зависит от личности партнера и сопутствующих обстоятельств. Причины садизма крайне разнообразны, назову лишь самые важные: - механизмы, сложившиеся в раннем детстве; например, на 18-м месяце жизни в психике ребенка происходит систематизация тела, на этом-то этапе в результате воспитательных ошибок и могут возникнуть садомазохистские тенденции, - влияние сопровождающих мастурбацию эротических фантазий и воображения, которые активизируются под воздействием порнографии, показа сексуального насилия в кино и по телевидению; - ощущение своей малоценности, комплексы. В этой ситуации садизм является защитным механизмом компенсаторного характера; - травмы, сексуальные и эмоциональные неудачи, факты грубого или очень обидного отказа и откровенного пренебрежения. В этом случае садисткое поведение становится одной из форм месте, реванша, стремления наказать обидчика; - некоторые неправильные, асоциальные особенности; - иногда психические заболевания (в этом случае садизм рассматривается в качестве их симптома). Hекоторым читателям приведенные выше суждения по поводу садизма могут показаться достаточно сложными, но ведь он очень часто отождествляется только с одной своей формой - усиленной сексуальной агрессией и возникающими на этой почве противоправными действиями. Вот почему это понятие автоматически ассоциируется с преступлением и необходимостью наказания за него. Hа самом же деле садизм можно сравнить с айсбергом, который демонстрирует обществу лишь свою "верхушку" (дела, попавшие в суд), громадная же "подводная часть" (т.е. подавляющее большинство сексуальных садистов) практически не принимаются во внимание. Hа то есть несколько причин. Во-первых, садисты нередко вступают в связи с партнерами мазохистского типа, причем подобные союзы обычно бывают удачными и прочными. Кроме того, многие из них (в особенности интеллигентные психопаты) умеют удовлетворять собственные потребности, успешно избегая конфликтов с правом. К тому же садизм сплошь и рядом бывает настолько завуалирован, что партнеры даже не подозревают о наличии чего-то подобного. Возможно ли и насколько эффективно его лечение? Вопрос весьма сложный. Если проводить аналогию с другими девиациями, то специфическое лечение садизма отсутствует, поскольку он связан множеством невидимых нитей с индивидуальностью человека в целом, охватывая все ее стороны. Это обстоятельство также затрудняет лечение, так как реконструкция личности, да еще с положительным результатом, возможна далеко не всегда. В настоящее время во многих ведущих сексологических центрах мира используется динамическая и тренировочная психотерапия. опасным садистам прописываются антиандрогенные препараты, ослабляющие влечение и позволяющие ограничить или ликвидировать садистские проявления. Такое лечение возможно, хотя носит трудный и продолжительный характер, особенно елси сами потенциальные пациенты не ощущают в нем нужды. Садизм - девиация исключительного свойства, он побуждает к размышлениям над сутью человеческой природы, механизмами общественной жизни и партнерской связи. Он не только способствует выявлению сложных обусловленностей сексуального поведения, многочисленных масок, которые могут скрывать его истинные мотивы, но и служит доказательством того, что люди, опираясь на культуру и систему общечеловеческих ценностей, в состоянии эффективно ограничивать диапазон его проявлений. Збигнев Лев-Старович. "Hетипичный секс".

Guran: Збигнев Лев-Старович Мазохизм Oтрывок из книги Збигнева Лев-Старовича "Hетипичный секс". Отрывок позаимствован из письма Дмитрия Степченкова в ньюсконференцию RU.SEX.SADOMAZO. Термин "мазохизм" ввел в научный обиход все тот же знаменитый сексолог Крафт-Эбинг. Первоначально он обозначал сексуальную девиацию, заключающуюся в достижении полового удовлетворения посредством духовного или физического страдания, причиняемого партнером или самим собой вместо либо в ходе сношения. Позднее благодаря психоанализу получило распространение более широкое понятие махозизма, относящееся к типу личности. Мак-Кэри сообщает, что мазохизм (девиация) наблюдается у 2,5% мужчин и 4,6% женщин. Таким образом, утвеждение, будто мазохические черты присущи женской натуре, а садистские - мужской, не соответствуют истине. Если родоначальник садизма маркиз де Сад - фигура хорошо известная, его книги издаются и в настоящее время, ему посвящено множество трудов, то человек, с чьим именем связано понятие мазохизма, сейчас почти предан забвению, а ведь он вполне заслуживает того, чтобы сказать о нем несколько слов. Леопольд Захер-Мазох (1836 - 1895) был писателем, через все творчество которого красной нитью проходит мотив гордой властительницы ("Венера в мехах") с бичом в руке, обладающей безграничной властью над рабски преданным ей мужчиной. Почти все героини его книг - это сильные, демонические женщины, губящие своих поклонников. Подобная линия в его произведениях связана с событиями, имевшими место в жизни писателя. Он рос слабым и хрупким ребенком, в детстве ему довелось стать свидетелем жестокостей, сопровождавших революции сначала 1846-го, а потом 1948 года. Именно в этом последнем году он пережил событие, надолго врезавшееся ему в память: молодая родственница забрала его с собой на одну из пражских баррикад, обороной которой она руководила с пистолетом в руке. В его подсознании на всю жизнь закодировался образ молодой женщины в мехах, командующей мужчинами. Очередным травмировавшим психику юноши испытанием явилась первая любовь к Анне Котвиц, которая была значительно старше его по возрасту. Их сексуальная связь носила садомазохистский характер. После выхода в свет наиболее известного произведения Захер-Мазоха "Венера в мехах" (1870) очередным любовницам приходилось перевоплощаться в литературных героинь, чтобы удовлетворить его извращенные потребности. Захер-Мазох наверняка не предвидел, что сохранится в памяти потомков не как автор многочисленных художественных произведений и научных трудов (он защитил докторскую диссертацию в возрасте 20 лет), а как олицетворение мазохизма. Хотя это название и связано с его личностью, само явление было известно значительно раньше, о чем свидетельствуют многочисленные литературные источники, начиная со времен древности (Лукреций). У Альфреда де Мюссе тема мазохизма представлена как бы в сконцентрированном виде: "Я испытывал просто непреодолимую страть к моей любовнице, в результате вся моя жизнь обрела фанатично отшельнический характер. Приведу лишь один пример: однажды она подарила мне медальон со своим миниатюрным потретом, который с тех пор носил на груди, подобно тому как это делают многие мужчины. Однажды в лавке старьевщика мне бросился в глаза бич, имевший на конце металлическую бляшку с шипами. Приказав прикрепить к ней медальон, я снова надел его на шею. Шипы, впивавшиеся в мою грудь при каждом движении, доставляли мне такое необычное наслаждение, что иногда прижимал бляшку рукой, чтобы почувствовать, как они вонзаются в тело еще глубже". Литературные описания мазохизма весьма разнообразны, а некоторые приобрели характер прямо-таки философских трактатов, как, например, "Hаслаждение страдания" Циммермана. В трудах пионеров сексологии мы находим многочисленные описания мазохистского поведения их пациентов. Партнершами последних чаще всего становились проститутки, удовлетворявшие самые невероятные и странные потребности своих клиентов. Чего так только нет, описания уколов, битья, прижигания, топтания, пыток с применением изощреннейших приспособлей. Hекоторые мазохисты разыгрывали сцены судов над ними, осуждения их на смерть и приведение приговора в исполнение. Изобретательность в этом плане бывала просто поразительной. С того момента, как мазохизмом заинтересовалась наука, проблема начала усложняться, особенно в области психоанализа. Причины девиации стали усматривать в некоторых механизмах, складывающихся в ходе неправильного развития в период детства (так называемый мазохистский характер). Известный психоаналитик Эйдельберг описал ряд таких механизмов и разновидностей мазохизма, увязывая их с нарушениями идентификации с полом, переживаниями раннего детстсва (например, с чувством удовольствия, возникающем во время физического наказания родителями), моральным ощущением своей малоценности (в таком случае мазохизм проявляется в подсознательном восприятии кары и унижения как чего-то вполне заслуженного). Этот же исследователь обнаружил мазохистские склонности у многих фригидных женщин и импотентов. Другие современные психоаналитики ищут истоки мазохизма в так называемом критическом периоде идентификации с полом, который приходится на 18-й месяц, а позднее на 4-5 год жизни. Именно тогда кастрационная тревожность, нарушение связи с матерью, ощущение вины, пробуждаемое рдителями, могут благоприятствовать развитию мазохистских тенденций. Исследователи выяснили, что порка вызывает у некоторых детей приток крови к тазовой области, благодаря чему возникает эрекция, которая в старшем возрасте нередко заканчивается эякуляцией. Подобное сочетание наказания, страдания и боли с наслаждением может закодироваться в подсознании и позднее функционировать в качестве единого целого. Эрих Фромм отзывает мазохизм с чувством одиночества и отсутствием ощущения значимости: "Охваченный ужасом индивид ищет что-нибудь или кого-нибудь, к кому мог бы привязаться, он уже неспособен дольше быть собственным индивидуальным Я, отчаянно пытается избавиться от него и снова почувствовать себя в безопасности, сбросив бремя своего Я. Мазохизм - одна из дорог, ведущих к этой цели. Самоубийственные фантазии бывают последней надежной тех, кого уже обмануло все, что должно было бы облегчить их одиночество". О связи между некоторыми мазохистскими тенденциями и потребностью смерти свидетельствуют примеры самоудовлетворения, во время которого половое наслаждение достигается с помощью возбудителей, опасных для жизни (электрический ток, самоподвешивание и т.п.). Мазохизм, по мнению Моррея, в его широком психологичесокм понимании связывается с потребностью установления связей с другими лицами ценой унижения перед ними, демонстрации покорности. Следовательно, мазохизм - это форма поиска контакта с людьми, расположения их к себе даже ценой страдания. Поступающие таким образом обладают фаталистическим мироощущением, приуменьшают свою ценность, испытывают удовольствие от наказания, боли, болезни, неудачи. В общении с другими они раболепны, боязливы, пассивны, склонны провоцировать агрессию, направленную на себя. Другие демонстрируют агрессию против собственного Я: отказываются от удовольствий, дискредитируют себя, провоцируют отторжение, не принимают доброжелательного отношения к себе, доводят дело до конфликтов в своих партнерских союзах, создают ситуации, вынуждающие партнера наказывать их. Более утонченной формой такой мазохистской позиции является так называемый моральный мазохизм, когда данное лицо занижает собственную этическую оценку, относится к себе как к величайшему грешнику, заслуживающему только осуждения. Упомянутые мазохистские особенности психики могут быть (но не обязательно) связаны с сексуальным поведением. Интенсивность мазохистских проявлений различна - от полного отсутствия до наиболее крайних форм их выражения. Можно выделить следующие степени мазохизма: - подчинение другому лицу в сочетании с самоунижением, ощущением собственной малоценности в партнерской роли, настроем на удовлетворение всех ожиданий партнера при отказе от своих потребностей; - ограничение мазохистских потребностей эротическими фантазиями, например, сопутствующими мастурбации и половой жизни. Оказывается, садомазохистские сексуальные фантазии присущи 12% женщин и 22% мужчин; - реализация мазохистских потребностей вне законного брака. Это чаще всего относится к мужчинам, которые удовлятворяют запросы такого рода с проститутками, в том время как в супружеской жизни они не практикуют ничего подобного. Случается также завязывание романов, целью которых является осуществление мазохитских желаний. Здесь мы сталкиваемся как бы с разделением Я между разными сексуальными партнершами; - подсознательное провоцирование другого лица к недовольству, агрессии. Hаверняка многие столкнулись с определенным типом сексуального партнера, который своим поведением вынуждает на ответную агрессивность, хотя первоначально ничто не говорило о возможности возникновения таких ситуаций. Спровоцированные позднее бывают удивлены тем, что вспышка агрессии встретилась с неожиданно благосклонным приемом и вызвала у объекта их гнева положительные сексуальные реакции; - провоцирование другого лица к садистским сексуальным действиям. Здесь мы имеем дело с крайне дифференцированными ожиданиями и поведением: так, одни ищут только суровых, обличающих сексуальных партнеров; другие же - таких, которые будут без лишних разговоров причинять в ходе сожительства боль (психическую, физическую); у третьих отмечается комплекс провоцируемой измены, копролагния, уролагния, передача партнера кому-то постороннему и наблюдение за их соитием. Известны и более изощренные формы мазохизма, при которых желанным сексуальным возбудителем служат уколы, пытки, нанесение ран. Щекотливым представляется вопрос о мечтах некоторых женщин пережить изнасилование. Фантазции на эту тему могут (но не обязательно) выражать мазохистские тенденции, но истинные скрытые мотивы могут быть выявлены лишь при более тщательном анализе личности конкретной женщины. Я сталкивался со случаями, когда воображаемые сцены такого рода обусловливались потребностью в половой жизни, но подавлялись чувством вины. В других случаях чересчур деликатное, женственное поведение интимного партнера заставляло мечтать о половом акте с бесцеремонно стремящимся к своей цели "настоящим мужчиной". Иногда такие фантазии бывали продиктованы страхом перед изнасилованием, "примеркой на себя" сцен из кинофильмов, рассказов о подобных событиях или их описаний в прессе. Подчеркиваю это, так как очень часто случается, что обеспокоенная сном, в котором изнасилование доставляет ей удовольствие, женщина в тревоге обращается к сексологу, чтобы выяснить, не является ли она мазохисткой. У некоторых представительниц прекрасного пола мазохистские тенденции (часто неосознаваемые) повяляются в связи с созданием партнерских союзов с мужчинами, отличающимися садистской, психопатической индивидуальностью, с разного рода преступниками, с лицами, страдающими алкоголизмом, и т.п. Будучи олицетворением силы и безжалостности, мужчины этого типа умеют очаровать женщину, иногда просто парализовать ее волю, пробудить в ней желание. Hаблюдения показывают, что союзы между лицами, наделенными садистскими и мазохистскими чертами, бывают очень прочными и взаимодополняющими. Они, как правило, не обращадтся за помощью и советом, хорошо чувствуют себя вместе, обоюдно удовлетворяя свои потребности. У других садистские и мазохистские черты проявляются одновременно. Во всяком случае имеют место более сложные комбинации индивидуальных особенностей и партнерских связей. Мазохизм - это девиационная форма, которая очень редко становится предметом судебного разбирательства. Потребности обычно удовлетворяются в рамках союза с партнером, подходящим в психологическом плане для реализации проявляемых ожиданий. "Чистые" мазохисты редко попадают в кабинет сексолога. Значительно чаще встречаются люди с мазохистскими индивидуальными особенностями, являющимися отражением сексуальных проблем и конфликтов в их союзах. Мазохизм, подобно садизму, выходит за рамки человеческой сексуальности и, будучи связанным с личностью, демонстрирует очень сложные и разнообразные источники своего развития. Обе упомянутых девиации побудили многих исследователей к углубленному анализу сути культуры, природы, цивилизации. Во многих исторических событиях, произведениях литературы и живописи можно обнаружить садомазохистские мотивации. Однако не следует их переоценивать. Збигнев Лев-Старович. "Hетипичный секс".

Guran: Игорь Матросов Кого больше: "Топов" или "Ботоммов" и о другом... I. Что думал по этому поводу Фрэйд. "Самая разительная особенность этой перверсии (садомазохизм) заключается, однако, в том, что пассивная и активная формы ее всегда совместно встречаются у одного и того же лица. Кто получает наслаждение причиняя другим боль в половом отношении, тот так же способен испытывать наслаждение от боли, которая причиняется ему от половых отношений. Садист всегда одновременно и мазохист, хотя активная и пассивная сторона перверсии у него может быть сильнее выражена и представлять собой преобладающее сексуальное проявление". М. - такое отношение к сексуальной жизни и к сексуальному объекту, крайним выражением которых является: "...неразрывность удовлетворения с испытанием физической и душевной боли со стороны сексуального объекта". II. О взаимопонимании. Скорее всего, если не в абсолютном большинстве то во многих из нас заложены некие агрессивные начала одним из проявлений, которых может быть и садизм. Понятно, что такой подход упрощает, а может быть и искажает реальное положение вещей, на которое сказывается множество факторов, но с другой стороне и такая точка зрения не лишена логики. Так, например, во многих семьях применяется насилие в отношениях между родителями и детьми (те же телесные наказания), насилие между мужем и женой и т.д. это может быть отнесено ко многим сторонам жизни современного общества. Другими словами, если следовать тому что насилие является одной из присущих человеку черт наряду с сексуальным либидо, то для данного человека, мужчины или женщины вопрос о том смог бы он выступить в роли господина (буквально, например, выпороть своего партнера в секс. акте если последний является мазохистом и хочет этого) или не смог бы ничем не отличается от вопроса о допустимости куннилинга или сношения в анус для данной пары во время полового акта, т.е. речь идет, скорее, о некой моральной (ложной или неложной, не об этом сейчас речь) стороне дела. III. Кого больше? Вероятно число мужчин мазохистов довольно велико, причем я имею в виду не латентных мазохистов или просто слабохарактерных персон, а именно о тех, сексуальная ориентация которых в половом акте выражается в том, что наслаждение достигается только путем насилия, совершаемого над ними в т.ч. и путем причинения им физической боли. Одновременно, число партнеров, которые имеют ярко выраженные садистские наклонности (не имею в виду маньяков, это крайний случай садизма связанный с отклонениями в психике) для которых единственный путь к наслаждению это причинение боли, издевательство над партнером-рабом в секс. акте представляется довольно небольшим, по сравнению с уже упомянутым числом мазохистов. И еще меньше число женщин, которым на деле необходим раб-мазохист для удовлетворения своих чисто сексуально-садистских наклонностей (а не каких-то других притязаний), т.е. число тех потенциальных секс-повелительниц о которых и мечтает каждый мазохист. Это противоречие (то, что садистов меньше чем мазохистов) не смотря на свою парадоксальность, по моему мнению, легко объяснимо. Дело в том, что в секс. акте, в котором участвуют раб (мазохист) и господин (садист), львиная доля всех ощущений, переживаний, чувств, львиная доля нагрузки, которая всегда и является основой получения секс. наслаждения, выпадает на долю раба. Действительно, возьмем, например, случай, когда господин порет раба. Думаю, не трудно представить всю гамму ощущений которые испытывает мазохист: боль, ожидание следующего удара, снова нестерпимая боль, напряжение мышц, судороги наслаждения, пот, сухость во рту, сами звуки ударов и т.д. причем все это предается непосредственно через ощущения, через кожу как и бывает в половом акте, на долю же господина выпадает лишь механическая работа управления плетью или розгой, зрительное восприятие "агонии" раба и слуховое восприятие сопровождающих это действо звуков. С другой стороны любой латентный садизм гораздо быстрее и легче может проявиться еще с детства в простой и объяснимой человеческой агрессивности и может никогда не дойти до насущной потребности прямого проявления садистских качеств непосредственно в половых сношениях. В особенности последнее касается мужчин, для женщин же путь естественного проявления агрессивности более труден, и следовательно, для женщины имеется большая вероятность проявления садисткой ориентации как развития агрессивности позже и именно в сексуальных отношениях. Мазохистское же начало у женщины, особенно если оно не ярко выражено, может быть легко вписано в обычную половую жизнь, так как сложившийся в целом стереотип и так отводит женщине пассивное начало и, особенно в половых отношениях. Подобное отношение к женщине как к пассивному началу, разумеется, имеет глубокие корни, ведь с древних времен агрессивность, в силу множества объективных причин, была главным атрибутом именно мужчин, а не женщин. Суммируя вышесказанное, становится понятным причина существования неравных количеств мазохистов и садистов, для которых необходимо проявление своей ориентации непосредственно в секс. акте. Причем, отсюда же следует объяснение наличия с одной стороны относительно большого числа мужчин мазохистов, а с другой стороны небольшого числа именно женщин с садисткой ориентацией. В целом, я хочу сказать, что существует объективная причина того, что не каждый мазохист, в принципе сможет найти своего господина или госпожу (имеется в виду только в рамках полового акта) и, следовательно, получить удовлетворение от подчинения в секс. акте партнеру с чисто противоположной ориентацией - желанием господствовать. IV. Почему мы здесь? В большинстве случаев в секс. акте партнер мазохиста, не имеющей выраженной ориентации на садизм (не являющийся, буквально, садистом) и не знающий о том, что его партер-мазохист мог бы в случае просьбы последнего сыграть роль садиста и, более того, получить удовлетворение от этого (в силу природной агрессивности), для чего, как указывалось выше, следует переступить некий моральный барьер сродни тому, что отделяет нормальное сношение от анального. Если бы все было так просто в жизни, в отношениях, в которых каждый из нас сам является действующим лицом, где с одной стороны стоит желание, а с другой страх, боязнь непонимания и разочарования, стыд, в конце концов. Если было так просто переступить этот пресловутый барьер, то не было бы вовсе никаких проблем: психологических, сексуальных, жизненных, наконец. К сожалению, все намного сложнее, в действительности очень трудно найти такого партнера, с которым устанавливается, взаимопонимание, когда барьера попросту не существует. Вот здесь и появляется необходимость поиска секс. партнера с той же сексуальной ориентацией или, другими словами, партнера, который находится по ту же сторону того самого барьера, который в таком случае вовсе нет необходимости преодолевать. Здесь взаимопонимание обеспечивается изначально. (с) 1994




полная версия страницы