Форум » Энциклопедия. » Телесные наказания в школе » Ответить

Телесные наказания в школе

Guran: Теле́сные нака́зания в шко́ле — официальные наказания учеников школ за плохое поведение, подразумевающие церемониальное нанесение ученику заданного количества ударов согласно какой-либо общепринятой и тем или иным образом узаконенной методике. Удары обычно наносятся либо по ягодицам, либо по ладоням, с использованием специального инструмента, например, трости, деревянного паддла или кожаного ремня. Менее обычно шлёпание, однако и оно применяется, особенно в начальной школе. Сторонники применения школьных телесных наказаний утверждают, что они обеспечивают немедленное послушание, наказанный таким образом ученик быстро возвращается к учёбе, что лучше, чем дисциплинарные наказания, такие как отстранение от занятий или исключение из школы. Оппоненты уверены в том, что другие дисциплинарные методы не хуже или более эффективны. Некоторые расценивают телесные наказания школьников как эквивалентные насилию над ними или брани. В некоторых местах телесные наказания в государственных школах регулируются постановлениями правительства или местных властей, определяющими такие вещи, как орудие наказания, число ударов, которое может быть назначено, кто может быть исполнителем и надо ли извещать родителей наказуемого или совещаться с ними. В зависимости от того, как подробно описаны эти правила и насколько тщательно они исполняются, наказание может принять облик торжественной церемонии, юридически защищённой и не дающей персоналу возможности злоупотреблять властью. Применение телесных наказаний может быть ограничено в зависимости от пола и возраста наказуемого (например, только в начальной школе или только к мальчикам). Во многих странах телесные наказания в школе официально запрещены. История Телесные наказания применялись в школах во многих частях света с древних времён. Система образования Древнего Египта предполагала телесные наказания учеников. Дисциплина и послушание прививались через физические наказания розгами, «ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют» (из Папируса Ани, ок. 1250 г. до н. э.). Впервые в мире порка детей в школе была запрещена в Речи Посполитой в 1783 году. В последние десятилетия телесные наказания в школах запрещены в большинстве стран Европы (включая государства бывшего СССР), в Канаде, Японии, Южной Африке, Новой Зеландии и многих других странах (см. список стран ниже). Они остаются обычным явлением в США, Австралии и во многих странах Африки, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. В США до сих пор во многих штатах бить учеников не запрещается законом. В 1977 году вопрос о законности телесных наказаний в школах был поставлен перед Верховным судом. На тот момент только Нью-Джерси (1867 г.), Массачусетс (1971 г.), Гавайи (1973 г.) и Мэн (1975 г.) запретили физические наказания в государственных школах, и только Нью-Джерси также запретил эту практику в частных школах. Верховный суд США подтвердил законность телесных наказаний в школах в деле «Ингрэм против Райта». Суд постановил пять против четырех, что телесное наказание Джеймса Ингрэма, которого сдерживал помощник директора и шлепал директор более двадцати раз, что в конечном итоге потребовало медицинской помощи, не нарушало Восьмую поправку, которая защищает граждан от жестокого и необычного наказания. Они также пришли к выводу, что телесные наказания не нарушают пункт о надлежащей правовой процедуре Четырнадцатой поправки, поскольку учителя или администраторы, применяющие чрезмерное наказание, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Это дело создало прецедент «разумного, но не чрезмерного» наказания студентов и было раскритиковано некоторыми учеными как «очевидно низкая точка в отношениях между учителями и учениками в Америке». «Паддлинг» в значительной мере продолжает применяться во многих южных штатах, хотя его использование резко снизилось в последние 20 лет. На 2023 год в США в 4% школах в стране нет законодательного запрета. В некоторых странах Азии и Африки телесные наказания продолжают применяться, хотя и запрещены по закону. Телесные наказания в школе распространены во многих традиционных культурах. При этом их стилистика в англоязычных странах ведёт своё происхождение от британской практики XIX и XX веков, это особенно касается порки тростью мальчиков. Имеется множество литературы на эту тему, как популярной, так и серьёзной. В самой Великобритании наказания законодательно были запрещены в государственных школах в 1987 году. Многие школы Сингапура и Малайзии, как и некоторых африканских стран, используют наказание тростью (для мальчиков) в качестве обычного официального наказания за плохое поведение. В некоторых странах Ближнего Востока в таких случаях применяется бичевание. В Южной Корее порке в средней школе подвергались как ученики, так и ученицы (телесные наказания в школах здесь запрещены в 2010 году). В большинстве стран континентальной Европы школьные телесные наказания запрещены уже в течение нескольких десятилетий, в некоторых (Польша, Франция) - намного дольше. Как формальная и продуманная церемония телесное наказание было более обычно для северных (протестантских) стран германской культуры, чем для южных и романских (католических) и славянских (православных). Битьё палкой не было полностью запрещено до 1967 года в Дании и до 1983 в ФРГ. В России розги в гимназиях и других средних учебных заведениях были запрещены в 1864 году, однако в начальных школах (народных, земских, церковно-приходских и пр.) телесные наказания учащихся, часто в зависимости от их сословного статуса, сохранялись до 1904 года. В Советской России и далее в СССР телесные наказания в школах/гимназиях/лицеях были официально запрещены с 1917 года, что значительно раньше, чем практически в любой из европейских стран. В западном мире они продолжали массово применяться как минимум вплоть до 1950-1970х годов. В 1960-х годах советские посетители западных школ были шокированы избиениями там палками. Коммунистические режимы следовали примеру СССР: например, телесные наказания запрещены в Северной Корее и (теоретически) в континентальном Китае. При этом коммунисты в других странах, таких как Великобритания, возглавляют кампании против телесных наказаний в школах, которые они объявляют симптомом упадка капиталистической системы образования. Оправдания и критика Директор начальной школы им. Джона Кэлхуна в Кэлхаун Хиллс, Южная Каролина, Дэвид Никсон, поддерживая идею телесных наказаний в школе, говорит, что как только ученик был наказан, он может идти в класс и продолжать учиться, в отличие от отлучения от школы, которое выключает его из учебного процесса и может быть воспринято как дополнительные каникулы. Филипп Берригэн, католический священник, преподававший в высшей школе святого Августина в Новом Орлеане, также выступает за применение телесных наказаний. Берригэн говорит, что телесные наказания сохраняют массу времени преподавателей, которые в противном случае были бы потрачены на поддержание дисциплины с помощью наблюдения за «арестованными» классами или за выгнанными из класса (но не из школы) учениками и на связанную с этими наказаниями бюрократию. Родители тоже зачастую жалуются на неудобства, доставляемые такими видами наказания, как задержание в классе или субботняя школа]. Одним из аргументов против телесных наказаний является то, что некоторые исследования показали их не настолько эффективными при управлении поведением учеников, как считают их сторонники. Эти исследования связывают телесные наказания с рядом неблагоприятных физических, психологических и образовательных последствий, включая «повышенную агрессивность и деструктивное поведение, повышенно деструктивное поведение в классе, вандализм, нежелание идти в школу, невнимательность, повышенный уровень количества бросающих школу, избегание и боязнь школы, низкую самооценку, боязливость, соматические заболевания, депрессию, самоубийства и месть учителю». Медицинские, педиатрические или психологические организации, выступающие против телесных наказаний в школах: Американская медицинская ассоциация, Американская академия педиатров, Общество подростковой медицины, Американская психологическая ассоциация, Королевская коллегия педиатрии и детского здоровья, Королевская коллегия психиатров, Канадское педиатрическое общество и Австралийское психологическое общество Школьные телесные наказания отвергаются также американской Национальной ассоциацией директоров средних школ. Россия В первых дворянских гимназиях, а также в народных училищах (см. «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ» 1786 и 1804 годов[) телесные наказания не были официально разрешены, но в уставе гимназий, выпущенным Комитетом устройства учебных заведений в 1828 году, в правление Николая I, уже допускались телесные наказания в виде порки розгами. Первоначально телесные наказания были предусмотрены лишь для первых трёх классов, позже — для всех классов]. Несмотря на это, распространение их применения в разных гимназиях различались, многое зависело от личных предпочтений их директоров. Так, согласно наблюдениям Н. И. Пирогова, убеждённого противника телесных наказаний, в киевском учебном округе порке розгами подвергалось от 13 до 27 % гимназистов, а в то время, как в 11 гимназиях в течение года высеченным был каждый седьмой ученик, то в одной только житомирской гимназии — каждый второй. Помимо розог, учеников били линейками и драли за уши (бывали случаи, что драли до крови). В государственных гимназиях, духовных семинариях и кадетских корпусах телесные наказания практиковались и до этого, и соответственно, никогда не отменялись. Художественно яркое и исторически достоверное описание семинарских нравов дал в «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловский, который во время обучения в семинарии сам был наказан 400 раз и даже задавал себе вопрос: «Пересечен я или ещё недосечен?» Согласно выписке из штрафного журнала учеников гимназии и воспитанников пансиона, где указаны лишь виды взысканий, наложенные в 1851 г., учеников могли выпороть за присвоение чужих вещей, обмен книгами без разрешения, лень и плохую успеваемость, прогул, курение табака, пьянство, драку в классе или на улице, обман отца, нескромность в классе и свист на уроке. Противником телесных наказаний в школах был, в том числе, и Александр Пушкин: "Кадетские корпуса, рассадник офицеров русской армии, требуют физического преобразования, большого присмотра за нравами, кои находятся в самом гнусном запущении… …уничтожение телесных наказаний необходимо. Надлежит заранее внушить воспитанникам правила чести и человеколюбия. Не должно забывать, что они будут иметь право розги и палки над солдатом. Слишком жестокое воспитание делает из них палачей, а не начальников". — «О народном воспитании» (Собр. соч.: в 10 т. Т. 7. М.: ГИХЛ, 1963, стр.358) Телесные наказания применялись только к мальчикам. В учебных заведениях, где обучались девочки (например, институтах благородных девиц или школах-пансионах), они не применялись, но были единичные случаи таскания непослушных учениц за волосы и отрезание кос. Общественная дискуссия о телесных наказаниях в школе была начата в России в середине 1850-х годов Н. И. Пироговым, опубликовавшим статью «Нужно ли сечь детей». В 1864 году, уже через год после отмены телесных наказаний для взрослых, было издано утверждённое императором Александром II мнение Государственного Совета «Об изъятии от телесных наказаний…», запрещавшее телесные наказания в отношении лиц, закончивших прогимназию или 4 класса гимназии или реального училища; таким образом, телесные наказания запрещались в старших трёх классах гимназий и училищ. Положения указа были внедрены в новом уставе гимназий и прогимназий того же года. Несмотря на это, во многих сельских и приходских школах, относящихся к начальной ступени образования, телесные наказания сохранялись и после этого. 11 августа 1904 года были отменены телесные наказания для детей-учеников ремесленников. Окончательно телесные наказания были запрещены после революций 1917 года. Советские педагоги на протяжении всего существования Советского Союза относились к телесным наказаниям негативно. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда проблемы школьной дисциплины, особенно в мужских школах, стали чрезвычайно острыми, телесные наказания всё так же были запрещены. «…поощрения и наказания рассматриваются как средства воспитания, применяемые лишь в сочетании с другими, при этом нравственному влиянию личности самого учителя придается решающее значение… У учителей должна быть разумная строгость и требовательность, педагог сам должен быть последовательным до конца и действительно добиваться со всей терпеливостью и настойчивостью, чтобы требования были выполнены. При дерзких выходках ученика, при грубости и других крупных нарушениях дисциплины педагог имеет право выразить свое возмущение повышением голоса, но без крикливости. Нужно всегда говорить с учениками так, чтобы в словах учителя чувствовалось достоинство. В начальных, семилетних и средних школах допускаются следующие меры наказания: замечание учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать, удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на Педагогический совет, исключение из школы (временно — на не свыше трех недель, на срок от года до трех лет), направление в школу с особым режимом. Назначение наказания производится учителем, зав. учебной частью, директором и Педагогическим советом в зависимости от тяжести совершенного учеником проступка и от условий, его вызвавших. … Необходимо соблюдать индивидуальный подход к учащимся: учитывать возраст ученика, общий характер его поведения до совершения данного проступка, в первый раз совершен проступок или повторно, случайно или с умыслом, каковы последствия проступка, затрагивает ли проступок одного ученика или целую группу учащихся, есть ли раскаяние у ученика, чувство огорчения и стыда, имело ли место добровольное признание или сокрытие и пр.» — Приказ Народного Комиссариата Просвещения РСФСР N 205 от 21 марта 1944 года «Об укреплении дисциплины в школе» Тем не менее, в детдомах для так называемых членов семьи изменника родины (сокр. ЧСИР) зачастую в качестве наказания для провинившихся применялись побои, о чём отмечает в своих воспоминаниях одна из бывших ЧСИР Алевтина Переведенцева, после ареста отца содержавшаяся сначала в спецприёмнике-распределителе НКВД в Харькове, а затем в детдоме в Волчанске. В Российской Федерации телесные наказания также запрещены. Согласно статье 336 Трудового кодекса РФ трудовой договор с педагогом, совершившим в отношении ребенка телесное наказание, подлежит расторжению[93]. Несмотря на запрет, единичные случаи избиения учителями учеников всё же встречаются. Чаще всего подобное практикуют учителя по физической культуре. https://ru.wikipedia.org/wiki/Телесные_наказания_в_школе#cite_note-lalka-85

Ответов - 0



полная версия страницы