Форум » Наказания в семье. » Искусство наказывать и прощать » Ответить

Искусство наказывать и прощать

Мутный Ян: Я знаю, что детей бить нельзя и телесные наказания— не дело. Да я ведь его и пальцем не трогаю. Знаете, что я делаю? Он страшно боится темноты — так я его запираю в подвал, выключаю свет и оставляю там. Посмотрели бы вы, какой он потом шелковый становится!” —это рассказ отца, который привел на обследование шестилетнего мальчика с сильным неврозом. “Не верьте вы ему. Уж я его насквозь вижу, притворщика. Нарочно - медленно отстегиваю ремень — еще и не коснусь, а он уже орет, зовет маму на защиту”—так говорит другой отец, огорченный плохой успеваемостью сына-третьеклассника. “У меня есть принцип: ничего не хвалить, пока сын не достигнет совершенства. А он никогда не достигнет. Я проcто добиваюсь, чтобы у него было чувство ответственности — а его нет!” — подобным заявлением начинает свой длинный рассказ третий отец, сильно озабоченный поведением одиннадцатилетнего сына. Он страшный лентяй, лгун, замалчивает плохие отметки, никакие наказания не помогают. Мы процитировали высказывание троих отцов, но это не значит, что ошибки и перегибы в воспитании — удел только отцов. Жестокости, подобной той, какая исходит из первого приведенного примера, непонимания, о котором свидетельствует второй пример, нелепых принципов, на коих основано воспитание в третьем случае, — всего этого в избытке, к сожалению, и у мам, бабушек, дедушек, дядюшек и других воспитателей. Задумаемся глубже над третьим случаем. Он совсем не редкость, и я искренне убежден, что многие родители узнают себя. Уже этого вполне достаточно для более тщательного разбора. Отец утверждает, что наказания не помогают, и он пришел посоветоваться, есть ли такое наказание, которое воздействует на сына. От матери и самого мальчика мы узнали, что отец действительно никогда не поступается своими принципами. Никаких одобрений и похвал. Отец полагает, что мальчик “обязан все уметь” и нечего ждать от отца помощи и совета. Отец педантично контролирует выполнение домашних заданий и поручений, которые дает он сам; беда, если обнаружится ошибка. Мальчик избегает этого контроля как только может. Тем самым он запускает уроки, школьные оценки ухудшаются. Соответственно повышаются отцовские требования, отец все строже, неистовее в своем контроле—и вот готова разразиться семейная катастрофа. Притом нет сомнений, что намерения у отца благие, мальчиком он дорожит и хотел бы воспитать его как можно лучше. Что на это скажет психолог? Для начала зададимся вопросом, что же такое наказание. В голову сразу лезет воспоминание о полученных в детстве нескольких затрещинах или домашнем аресте за небрежно нацарапанное домашнее задание, либо за шалость. Но, наверняка, вспомнятся и друзья, для которых затрещины были обычным делом, поскольку сыпались справа и слева, и никакая “домашняя тюрьма” не могла заставить их аккуратнее писать. Ибо наказание—это вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать. Так же обстоит дело с поощрением. Награда—это отнюдь не всегда то, что мы считаем таковой, а то, что воспринимается ребенком как поощрение. Приятная, возвышающая удовлетворенность делом, за которое похвалили дорогие нам люди. Удовольствие от того, что нас любят и симпатизируют нам. Разумеется, подобное чувство хочется подольше удержать и почаще переживать в будущем. Итак, на вопрос как правильно распределять наказания и поощрения, мы не дадим точного ответа, сколько того и другого должно приходиться на каждого ребенка. “Сколько затрещин и сколько конфет”. Воспитательная проблема заключается тут не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как формировались их взаимоотношения, насколько они эмоционально близки друг другу! Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями или иными воспитателями. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так “хладнокровно” наказывает. Воспитатель оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит. Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили. Но третье, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. “Провинность” представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает. Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее. А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их. Под поощрением нельзя понимать конфеты, футбольный мяч или велосипед за школьные успехи. Лучшая награда для ребенка—сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок впридачу лишь символизирует это. Там, где символ становится главным и самоцельным, где лишь он заставляет ребенка хорошо вести себя,—в семье что-то неладно. Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Никакие упреки и наказания не сделают школу привлекательнее для менее одаренного ребенка. Но если за каждый маленький успех хвалить и ободрять его, появится надежда, что он будет работать с удовольствием и полной отдачей. А теперь немного о другом. Поощрение и наказание— основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого—прощение! Мальчик из детского дома, сравнивая более богатый детский дом с бедно оборудованным, все же отдал предпочтение бедному, потому что, по его словам, там “нас за плохое поведение начальница накажет, а директор за нас заступится”. На первый взгляд, такое поведение профессионалов - воспитателей кажется непедагогичным, непоследовательным и даже бессмысленным. Но в той ситуации, дети прекрасно чувствовали, что дело тут не в слабости, а, наоборот, в привязанности к ним, и понимали, чего недоставало им в других детских домах. К тому же, начальница и директор были супругами, и их детский дом, в сегодняшнем понимании, назывался бы “детдом семейного типа”. А в какой семье не заступаются за детей именно так, как у тех двоих воспитателей в детском доме! Прощение—это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь. Но и здесь следует избегать крайностей. Никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать все - значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром. Отцу того непослушного мальчика, по поводу которого мы начали эти размышления, мы не сможем посоветовать, какое избрать наказание, но настоятельно попросим его пересмотреть свои “принципы”. Они у него нежизненны, недейственны, антипедагогичны, и бедный мальчик лишь утверждается в своем упрямом сопротивлении. Принципы эти в конечном счете пагубны и для воспитателя, ибо лишают его возможности оказывать положительное влияние на мальчика, а с другой стороны, не позволяют ощутить радость и удовлетворение воспитателя. Источник: "Наш Аист" http://www.kid.ru/pregnancy/index128.php3

Ответов - 11

Вова: Ян беда, скрываетца в самом отце. Пускай уберёт, свои принципы. Нужно наладить взаимоотношения, между отцом исыном. Сын боитца отца, приэтом скрывает оценки, на- перёд знает последствия. Хоть как-то избежать порки, любые накзы отца, матери сын воспринимает вшитыки. Не желая помоч, а только требуя, далеко непойдёш, это как велосипед, два задних колеса хорошё смазаны, легко крутятца а переднее нет, несмазано. Дадут нагоняй, закрутилось. Пойми Ян , мне нуж общатца смальцом, при этом невмишательства, отца, матери. Можна помочь, решение родителей. Присутствие психиатора отношение, семьи какое.

Вова: Я долго думал над этим, как помоч симье , решение такое. Отец с сынрм уединяютца, вот- дельной комнате, разговор первым должен завести отец, его разговор должен искренним, ссожаления что-так произошло. Разговоре отец извеняясь , что заблуждался, непонимая что тебе нужна помощ. Конечно, с первог раза разговора неполучитца, сын враждебно смотреть на отца, пытаясь если что куда бежать, настойчивость отца и извенение перед женой, искреннее осознание своих ошибок. Должно пройти время, и действия отца искреннее стрем- ление помоч.

Jareth: Со мной и моей сестрой были как раз жуткие перегибы-мне не прощали ничего,ей-прощали всё.


Света1708: Главное, чтобы это не отразилось на ваших теперешних отношениях

юлиана: Jareth пишет: Со мной и моей сестрой были как раз жуткие перегибы-мне не прощали ничего,ей-прощали всё. У нас тоже так было. Меня пороги за каждую мелочь. Сетру почти не помощи, а брату продали все. Думаю, это потому что я старшая. А родители видели, что порка не самый правильный метод воспитания. Во всяком случае, я на это надеюсь.

Vika: Здравствуйте. Меня зовут Виктория.Мне 31 год. Порка детей может привести к тому что потом подросток начнёт получать мазохистское удовольствие от порки.Знаю по себе.Меня мама драла розгами за каждую провинность.Я хулиганистой девочкой была. А когда мне было 15 лет,и меня привлекли за участие в разбойном нападении в составе уличной шайки на магазин ( отмазали ) меня мама растянула голой на кровати,высекла камчой и я испытала удовольствие. Более мама меня не секла. Т.о. порка детей может привести к увлечению БДСМ.Что со мной и стало.Мне это по жизни особо не мешает,но родителям стоит присмотреться к реакции подростка когда его высекли.В любом случае даже если ребёнка решили высечь ни в коем случае нельзя его унижать словесно,кричать и оскорблять.И потом спокойно и корректно объяснить в чём он был не прав.

Закир: Vika пишет: А когда мне было 15 лет,и меня привлекли за участие в разбойном нападении в составе уличной шайки на магазин ( отмазали ) меня мама растянула голой на кровати,высекла камчой и я испытала удовольствие. Может быть, все-таки не слишком сильно отлупила?)))))))))))))))))))))

юлиана: Закир пишет: Может быть, все-таки не слишком сильно отлупила? Закир, часто бывает, как раз, наоборот. Именно, когда слишком сильно выпорят в таком возврасте, девочка может получить удовольствие от порки. Сама я такого не испытывала во вермя порки. Наверно, потому что мешал страх. Но от других слышала, что такое бывает.

Закир: юлиана пишет: Именно, когда слишком сильно выпорят в таком возврасте, девочка может получить удовольствие от порки. А может быть, они преувеличивают, что их, действительно, сильно выпороли? Или лукавят, говоря, что желали потом повторить? Удовольствие, может быть, и можно получить определенное, иначе столько любителей БДСМ не было. Однако действительно ли оно было больше страдания?

юлиана: Закир пишет: А может быть, они преувеличивают, что их, действительно, сильно выпороли? Или лукавят, говоря, что желали потом повторить? Нет, не лукавят. Зачем им это? Закир пишет: Удовольствие, может быть, и можно получить определенное, иначе столько любителей БДСМ не было. Однако действительно ли оно было больше страдания? Да, удовольствие всегда больше "страдания", особено после порки.

Serge de K: Vika пишет: Т.о. порка детей может привести к увлечению БДСМ. Может, в чем приходилось не раз убеждаться когда задавая вопрос , что потянуло в БДСМ получал ответ "детские впечатления" . Подобных примеров, правда, было не так много , но они все таки имели место быть...



полная версия страницы