Форум » Религия и телесные наказания. » Розга в обрядах наших предков. » Ответить

Розга в обрядах наших предков.

Serge de K: На форуме уже есть тема посвященная розге. Но там речь касалась розги как орудия для наказания. В данном случае я хочу вспомнить о другом предназначении розги, точнее вспомнить дохристианские времена Руси, времена язычества, а точнее друидов, верящих в божественную силу деревьев. Те времена когда розга применялась скорее для врачевания, обрядов инициации и в прочих мистических целях . Нижеприведенный отрывок взят из статьи «Сакральное дерево береза в обрядах и поверьях» *** В старину в ходу была лечебная или знахарская магия, очень часто связанная с берёзой. Растущей берёзе практиковали передачу болезни, причём могли шантажировать её, угрожать, чтобы дерево действительно забрало болезнь. Русские знахари скручивали над больным человеком берёзовые ветки и говорили, что не отпустят их, пока болезнь не отступится. Страдающий малярией должен был трясти берёзку, приговаривая: «Тряси меня, как я тебя, а потом перестань». Существовало много приёмов «лечения» при перемежающейся лихорадке, например, окачивали больного водой в лесу, через берёзку; связывали над головой больного две ветви берёзы и говорили: «Покинешь – отпущу, не покинешь – сгинешь». Иногда угрожали самой болезни. В заговоре от стенокардии есть такие слова: «Брошу жабу под берёзов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило». Распространён был обычай искупать больного ребёнка и вылить воду под берёзу, или просто снести к ней дитя, особенно девочку (мальчика обычно носили к дубу), сказать заговор, и болезнь перейдет к дереву. Если ребенок плохо спал по ночам, мать мальчика обращалась к дубу, если это касалось дочки, то - к березе со следующим заговором: " У тебя, белая береза, берёзоньки - дочки. Тебе, береза, шуметь да густи, а рождённой (имярек) спать да расти!". С дубом и березой в различных обрядах и заклинаниях часто отождествляют мужчину и женщину, юношу и девушку, мальчика и девочку. Женщины, страдающие белями, ходили при утренних и вечерних зорях к берёзе, плескали на себя и на дерево воду, приговаривая: «Возьми, берёза, своё, а отдай моё». Людей, подверженных лунатизму выводили на улицу, когда на небе была утренняя заря и усердно охаживали берёзовым веником. Вообще битьё берёзовыми прутьями для изгнания болезней применялось разнообразно, и это не случайно. Ведь, верили, что берёза легко вмещает в себя всё навье, бесовское, в том числе и болезни. Утверждали, что женщин, в которых вселялся бес, во время приступа часто бросало на берёзу. Поэтому считалось, что для лечения надо приложить усилия, применять агрессивное воздействие как на саму берёзу, так и на захворавшего человека. Вот почему иногда применялась порка больного розгами. Причём, не щадящая, а с потягом, дабы на коже появились капельки крови, которые окропят прутья, и те уже, непременно, впитают в себя недуг. Больному рекомендовалось кричать, не сдерживаясь, особенно в тех случаях, когда секли ребёнка мало управляемого, подозревая, что его поведение – следствие одержимости злым духом, а с криком и с плачем, навья сила могла и вылететь. Если же вместо криков и стонов исходило упорное молчание, то делалось заключение, что таковой хворый - «не жилец». Порка производилась под сопровождение заговора, и, возможно, его продолжительность определяла и время самого сечения. Затем все использованные розги, а также их обломки непременно сжигались, чтобы окончательно уничтожить всё нечистое. Суровые времена иногда диктовали и очень жестокие способы решения проблем. Известно, что в семье могли избавиться от явно душевнобольного или неправильно развивающегося ребёнка, под предлогом, так называемой подмены. Ходило поверье, что ведьмы могут подменить дитя, внедрив в семью своего уродца. Тогда проводился обряд обратной мены. Ребёнка, надо подозревать, что это дитя ещё не проходило первую инициацию, то есть до года, клали на навозную кучу и секли берёзовыми розгами, требуя, чтобы нечистая сила вернула их чадо. Догадаться нетрудно, что несчастного засекали, как правило, до смерти, а в семье уже не было бесполезного лишнего рта. Такой обычай невольно наводит на сравнение с древней Спартой, где от уродливого ребёнка избавлялись более гуманным способом, сбрасывая его со скалы. Берёзовые розги предназначались так же и ведьме, если таковую обнаруживали. В отличие от средневековой Европы, когда ведьм сжигали, не давая им шанса выжить, сожжение предназначалось розгам, как и в уже упомянутом, обряде исцеления. Но, понятное дело, увлёкшись, её могли забить и до смерти, и не только розгами. В отдельных случаях, когда берёза была бессильна, а это могло быть при стойко не проходящей лихорадке, применяли осину. После некоторых магических действий, больного клали на осиновые чурбаны и хлестали осиновыми же прутьями. Но никогда этот способ не практиковали с детьми и подростками, так как крепко верили, что сечение осиновыми и ивовыми прутьями прерывает, или замедляет их рост. Кроме того, живущие почти в два раза меньше чем берёза, - осина и ива рано начинают гнить в самой сердцевине ствола, а такая слабость, считали, могла передаться как человеку, так и животному, если их стегать ветками этих деревьев. Вот почему, даже домашнюю скотину ими не погоняли, предпочитая взять в руки прутки берёзы или вербы, дабы, как говорили: «Не причинить глубинной боли». Попутно нужно заметить, что болгары, часто использовали в магических целях не берёзу, а её близкую родственницу – лещину. Так, если ребёнок после года ещё не ходил, то его похлёстывали ореховым прутиком, приговаривая: «Оставь ореховое, возьми кизиловое». Горящим ореховым прутом отгоняли от колыбели русалок. А чтобы коровы лучше доились, их погоняли всё теми же прутьями. Вера в магическую силу берёзы сохранилась и используется кое-где до сих пор в свадебных обрядах. Маленький мальчик подбегал и слегка стегал берёзовой веточкой невесту, после этого все те, кто хотел выйти замуж, отрывали листики с этой ветки, а потом, зашив их в тряпицу, пришивали к своим платьям и ночным рубахам. Это считалось очень действенным приворотным средством. Двойственность берёзы проявляется в том, что она была атрибутом и нечистой силы. В народном фольклоре ведьма летала по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на березовой палке; белые кони, подаренные человеку нечистым, превращались в кривые березы, а проданный чертом хлеб — в березовую кору; верили, что ведьма может надоить молока с берёзовой листвы. В Англии для изготовления "помела ведьмы" по-прежнему берут ясеневый кол, березовые ветки и скрепляют их тонкими гибкими веточками ивы, и, завязывая узелки, творят заклинания. При изготовлении куклы Масленицы, которая олицетворяла богиню Мару, повелительницу смерти, непременно использовалась берёза для основания её «тела», которое в кульминационный момент обряда проводов зимы торжественно сжигалось. Что касается упомянутых инициаций, то как утверждает В. Балушок в своей работе «Инициация древних славян», они назывались постригами, и, например, для мальчиков проводились по возрастным группам: 1 год, 4-5 лет, 7-8 лет и так далее. Такая инициация для детей опредёлённых возрастов, кроме выстригания волос и посадки на коня с четырёх лет, часто сопровождалась сечением берёзовыми розгами, но уже ритуального, а не лечебного действия, и которая происходила вне родовой территории или на её границе, чаще на меже в поле, что подчёркивало переходность состояния и места. Похожие обряды наблюдались этнографами ещё на рубеже XIX – XX веков в некоторых местностях Украины. Инициации почти всегда сопровождались физическими испытаниями в ловкости, силе, выносливости, а также в стойкости и в терпении боли. В дохристианский период у славян практиковался уход юношей в особые поселения, так называемые волчьи братства, где они проходили новую инициацию, обучались воинским навыкам, участвовали в военных набегах, выполняли другие возложенные на них обязанности. По окончании срока такой отлучки из родового гнезда молодец проходил уже обряд перерождения обратно из «волка» в человека. Действие сопровождалось чаще всего такими атрибутами как: материнский ухват – женское орудие труда, хомут – символ женского детородного органа и берёзовые батоги. Инициируемый должен был перепрыгнуть через рукоять ухвата, пролезть через хомут и испытать «спускание шкуры волка», то есть быть битым берёзовым батогом. Только после этого он надевал новую рубаху и мог получить новое имя. В инициации девочек берёзовые розги могли применять не столько для выработки стойкости к боли, сколько для пробуждения женского начала. Браки практиковались ранние, коса до пояса считалась признаком заневестившейся девицы, но детородные органы «просыпались» иногда с некоторым запозданием, чтобы ускорить процесс созревания, применяли розги. Механизм был простой: порка вызывала прилив крови к области малого таза, что стимулировало внутренние процессы организма. Этот способ до сих пор применяется у некоторых мало цивилизованных народов мира. А насколько он стар, говорит древнегреческая пословица: «девочка без розог – что роза без полива». Не случайным был и выбор берёзовых прутьев для розог. Самые распространённые виды берёз – повислая и пушистая, продолжают расти до 50-60 лет, за этот период скорость роста меняется. Если в первые 5-6 лет рост деревьев умеренный, то затем увеличивается и примерно с десятилетнего возраста рост идёт со скоростью 75-90 см в год, особенно в верхней части кроны, откуда и срезали самые гибкие ветки. Вот эту энергию роста и хотели передать при обрядовом сечении, считая, что молодое тело таким способом быстрее становится порным (словарь В. Даля) - сильным, здоровым и крепким. Нужно подчеркнуть, что упомянутые действия с розгами проводились не с целью наказания, но исключительно, как магическая процедура, ведь наказать можно было и плёточкой шелковой или ремешком сыромятным. Но с приходом христианства на Русь началась борьба с ведической культурой. И самым простым и эффективным методом был не строжайший запрет чего-то, а подмена: праздника, понятия, обычая. Так произошло и с розгами, которые, из редко употребляемого средства в определённые периоды жизни, превратились в обыденное орудие наказания, мало того, чуть ли не обязательное, согласующееся с библейскими рекомендациями. Такое же не чудесное превращение претерпела и берёзовая каша из камбия. Камбий – это тонкий слой под собственно корой дерева, который весной набухает и на некоторый период становится студенистым. В экстремальных ситуациях и в голодное время этот слой соскребали и ели, как в сыром виде, так и в виде каши, сваренной на воде. Как и почему еда, спасавшая людям жизни, превратилась в понятие, связанное с розгами и наказанием – сказать затруднительно, но в настоящее время выражение «накормить берёзовой кашей» понимается, как конкретное сечение берёзовыми розгами, или как образное выражения, когда речь идёт об угрозе наказать провинившегося. Остаётся только привести не очень древнюю пословицу: «Сотворил Бог дурака – сотворил и берёзу»! Полный текст http://www.chitalnya.ru/work/324043/

Ответов - 2 новых

SS: Serge de K пишет: В инициации девочек берёзовые розги могли применять не столько для выработки стойкости к боли, сколько для пробуждения женского начала. Браки практиковались ранние, коса до пояса считалась признаком заневестившейся девицы, но детородные органы «просыпались» иногда с некоторым запозданием, чтобы ускорить процесс созревания, применяли розги. Механизм был простой: порка вызывала прилив крови к области малого таза, что стимулировало внутренние процессы организма. Это в каком же возрасте вырастает коса до пояса? Думаю, что достаточно рано. Serge de K пишет: Но с приходом христианства на Русь началась борьба с ведической культурой. И самым простым и эффективным методом был не строжайший запрет чего-то, а подмена: праздника, понятия, обычая. Так произошло и с розгами, которые, из редко употребляемого средства в определённые периоды жизни, превратились в обыденное орудие наказания, мало того, чуть ли не обязательное, согласующееся с библейскими рекомендациями. Сомневаюсь, что тут был какой то злой умысел. Скорее с самого начала сочетали приятное с полезным: то есть ритуализировали процедуру, доставляющую удовольствие наказующему и приписали ей магический смысл, пользу для наказуемого, чтобы очистить совесть.

SS: Serge de K пишет: Суровые времена иногда диктовали и очень жестокие способы решения проблем. Известно, что в семье могли избавиться от явно душевнобольного или неправильно развивающегося ребёнка, под предлогом, так называемой подмены. Ходило поверье, что ведьмы могут подменить дитя, внедрив в семью своего уродца. Тогда проводился обряд обратной мены. Ребёнка, надо подозревать, что это дитя ещё не проходило первую инициацию, то есть до года, клали на навозную кучу и секли берёзовыми розгами, требуя, чтобы нечистая сила вернула их чадо. Догадаться нетрудно, что несчастного засекали, как правило, до смерти, а в семье уже не было бесполезного лишнего рта. Такой обычай невольно наводит на сравнение с древней Спартой, где от уродливого ребёнка избавлялись более гуманным способом, сбрасывая его со скалы. Прямо таки до смерти? Кто же сразу убивает заложников? Наверное нечистой силе все таки давали время произвести обмен. Про этих подменышей много написано, но я пока не нашел, что секли именно до смерти: http://www.neizvestniy-geniy.ru/news/4089.html https://sites.google.com/site/kokorinva/Home/p/podmenysi http://fanfic.su/load/398-1-0-5973



полная версия страницы