Форум » Статьи-исследования о воспитании, телесных наказаниях и о порке. » История наказаний » Ответить

История наказаний

Закир: Вот интересную статью на сайте выложили (там в оригинале про Самару, кстати, тоже написано ): С наступлением бронзового века производящее хозяйство в большинстве регионов мира вытесняет присваивающее: люди живут уже в основном не за счет охоты и собирательства, а за счет возделывания полей, разведения скота. Бурно развивается человеческая культура, возникают активные торговые отношения, племена складываются в этносы, появляются первые цивилизации. Но это дает благодатную почву и для развития человеческих пороков: гордости и алчности. С того времени в человеческом обществе явственно выражены и все его негативные черты и явления: тирания богатых и сильных, войны, преступность, обман и разврат. Родовая община постепенно разлагается, уступая место соседской. Технический уровень того времени не позволял производить продукцию в таком избытке, что хватило бы на полное обеспечение тех, кто не имел средств к существованию. Человек, вследствие болезни, увечья, потери своего земельного участка или просто лени оказавшийся на обочине жизни был обречен нищенствовать и бродяжничать, и милостыня либо государственная помощь, если таковая существовала, могли только не дать ему умереть с голоду. Обычно бродяги, которым не удавалось найти какой-то пустой земельный участок и кропотливым трудом обработать, в итоге замерзали или, ослабленные частым голоданием, умирали от болезни. Такая судьба в те суровые времена ждала людей, не привыкших с детства слушать указания старших и терпеливо обучаться премудростям проходящей в извечной борьбе с природой и человеческим же злом жизни. Рано или поздно легкомысленные, не приученные к терпению и выдержке люди по тем или иным причинам (плохой работы в своем хозяйстве, обмана со стороны злоумышленников, разорения государством в качестве наказания за совершенное преступление и т.п.) оказывались безо всего. Поэтому в те времена люди при воспитании своих детей уделяли усиленное внимание тому, чтобы дети привыкали безоговорочно слушаться их и, вообще, старших с первого слова, умели стойко переносить жизненные трудности и физические страдания, не выказывали там, где не нужно, упрямства и гордости. Телесное наказание в этом отношении было наиболее удобным способом выработать у детей привычку беспрекословно подчиняться старшим и умение придерживать гордость, терпеливо переносить неприятности, перед которыми бессилен был человек. Так детей сурово подготавливали к реалиям жизни того времени, что в итоге оборачивалось большим благом для них самих. Авторитарный родитель или педагог, требовавший от детей прежде всего дисциплины и интересующийся больше тем, как они усваивают то, чему он их учит, делал розгу, ремень или плеть чуть ли не единственным средством воспитания. Демократичные воспитатели, придававшие значение развитию у детей инициативности и самостоятельности, использовали телесные наказания лишь в крайних случаях, но все равно использовали. Особенно часто применяли телесные наказания к детям в обществах, часто ведущих войны (кочевники Центральной Азии, военные сословия государств Европы и Востока), поскольку для воина особенно была важна привычка беспрекословно подчиняться старшим по рангу, а также в обществах, много занимающихся торговлей (торговые операции всегда сопровождались большим риском, купцы часто становились жертвами обманов и грабежей, и в их деле дисциплина тоже имела исключительно важное значение). Помногу наказывали телесно воспитанников религиозных школ и училищ, так как там особое внимание уделялось концепции «смирения духа», а особая строгость, в которой жили будущие богословы во время обучения, была словно компенсацией за будущее признание и уважение в обществе. Телесные наказания детей в среде простых земледельцев и скотоводов, не занимавшихся активной торговлей, редко бравших в руки оружие, употрелялись не слишком часто: простота сельского быта была несколько близка к первобытным условиям, и дети деревенских простолюдинов меньше нуждались в строгих мерах дисциплины. Все «отцы-основатели» мировой педагогики: Абу-Хамид аль-Газали (1058 – 1111), Томас Мор (1478 – 1535), автор русского «Домостроя» протопоп Сильвестр (XVI в.) и сам основатель педагогической науки, изобретатель классно-урочной дидактической системы Ян Амос Коменский (1592 – 1670), рассматривали телесные наказания как совершенную необходимость в воспитании детей, только указывая в своих сочинениях, что не следует ими злоупотреблять, причинять опасные травмы и воздерживаться от морального унижения ребенка. В школах католического церковного ордена иезуитов запрещалось «независимо от возраста и сословия» снимать с наказываемых воспитанников штаны, вместо этого предписывалось просто обнажить «необходимый для наказания» участок тела. В сохранившихся текстах средневековых школьных учебников розги и иные орудия наказания упоминаются так же обычно, как и грифельные доски, книги и прочая школьная атрибутика того времени. А в одном русском учебнике XVII в. обнаружено целое хвалебное стихотворение, посвященное розге, в частности, говорящее: «…Розга разум во главу детям погоняет, Учит молитве и злых убо всех стрезает…». К телесным наказаниям в воспитании относились как к вынужденной мере вроде причинения боли при лечении болезни. Дело это считалось настолько естественным и полезным, что, бывало, богатые люди поручали воспитание и наказание детей своим рабам и слугам, не видя ничего унизительного в том, что их благородного ребенка сечет человек низший по социальному положению. В своих мемуарах известные общественные и государственные деятели Средневековья как о чем-то обыденном рассказывают, как их наказывали в детстве. Встречаются воспоминания, критично отзывающиеся о чрезмерной строгости в каких-то школах, о несправедливости применявшихся конкретными учителями наказаний, но не о самом этом воспитательном методе вообще. То есть, и дети старины ничего не видели предосудительного в том, что их подвергали порке, рассматривали ее как любой другой вид дисциплинарного воздействия. И это тогда не было удивительным: так наказывали всех детей, а кроме того, и во взрослом обществе порядок часто поддерживался с помощью розог, плетей и палок. Главы семейств могли наказывать телесно не только своих детей, но и строптивых жен, и общество это поддерживало. Община могла подвергнуть телесному наказанию взрослого дебошира, хама или лентяя из своих членов, а уголовное право средних веков и древних цивилизаций изобилует предписаниями бить преступников плетьми и розгами, а также более жестокими наказаниями вроде клеймения, отрезания ушей, отрубания конечностей. Так тяжесть и опасность старинного быта отражалась на мерах, которыми общество поддерживало порядок внутри себя. В семье наказание часто превращалось в целую церемонию, могло производиться не непосредственно за проступком, а в определенный день недели (в России это был субботний день) за все недельные провинности ребенка. Взаимопомощь, взаимоподдержка была очень важным условием поддержания благополучия людей в древности и Средневековье. Члены общины помогали друг другу в быту во всех делах, в том числе в воспитании детей. Родители, занятые трудом в хозяйстве, не могли весь день уделять внимание своим детям, и пока их рядом не было, с детьми занимались в это время свободные члены общины. Соответственно, любой взрослый член общины, застав не своего ребенка за предосудительным занятием, мог не дожидаться его родителей, а самолично задать ему взбучку. И так же учителям и наставникам, как людям, заботящимся о будущем благе детей, не просто дозволялось, но и порой вменялось в обязанность применять к ученикам дающий самый быстрый эффект дисциплинарный метод. Султан Мурад II, правивший османской державой в первой половине XV в., лично вручил наставнику своего сына – будущего «образованнейшего правителя» Мехмеда II, палку для воспитания маленькой царственной особы. Вот здесь полный текст: http://history-tema.com/telesnyie-nakazaniya-detey-tyisyacheletnyaya-istoriya-vospitaniya/

Ответов - 0



полная версия страницы