Форум » Статьи-исследования о воспитании, телесных наказаниях и о порке. » История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей » Ответить

История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей

Guran: Анонимная статья "История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей" с Vuzlit - архива студенческих работ (info{aт}vuzlit.ru) © 2017 - 2022 Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. Эти понятия обычно воспринимаются как антиподы. Между тем смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются. Так, например, «поощрение» означает «одобрение», «содействие», «ускорение», «стимулирование» и т. п. «Наказание», в свою очередь, означает «наставление», «выговор», «кару», «требование», «штраф», «стимулирование» и пр. Но во времена древней Руси слово «наказать» означало «учить», «наставлять». И всё же, не смотря на «антиподство», поощрение и наказание имеет точки соприкосновения. В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. К наказаниям относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение-коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях. Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение: оно исправляет вред, причинённый дурным поведением; способствует тому, чтобы такие действия не повторялись, т.е. имеет отпугивающий характер; снятие вины. В прежние времена личность рождалась в унижении. Можно назвать пословицы, в которых это проявляется: «Кнут не мука, а впредь наука», «Не слушался отца, послушаешься кнутца», «Не слушаешь духа кротости, так палкой по кости», «До двух раз прощают и в третьи бьют». Но уже в то время народ пытался отходить от принципов физического наказания: «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом», «Виноватого бог простит, а правого царь пожалует». Но с ослаблением страха телесных наказаний, - писал П. Ф. Каптеров, - вследствие постепенного изгнания последних, многие признавали совершенно необходимым возбуждать в детях страх более тонкий и деликатный - страх духовных страданий, страх мучений уязвленного самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой - множество наград... Позорящие наказания были довольно разнообразны и состояли в лишении какой-либо части костюма (например, передника в женских школах), вождение виновного по всей школе, в сажании за последнюю парту или стол, в постановке дурных отметок, в записывании в черную книгу, и т. п.». Идею о том, что «истинное» воспитание -- это воспитание без наказаний и наград, это своего рода идеальна гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты, высказывала многие выдающиеся педагоги прошлого. Такова была точка зрения великого русского педагога К. Д. Ушинского писавшего: «если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусств воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными». К. Д. Ушинский считал, что если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и воспитания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если воспитатель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными». «Также воспитатель не должен никогда хвалить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним несовершенством или, еще лучше, в сравнении с нормою того совершенства, которое достигается», - писал он. Большое значение придавал в деле нравственного воспитания моральному поощрению. «Дети, - писал он, - ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься, одобрения или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к совершенству». А. И. Герцен утверждал, что воспитатель мстит детям наказаниями за свою неспособность. А. Дистервег считал, что меры наказания «большей частью и бесполезны, и не нужны там, где обучение ведётся правильно, то есть согласно природе ребенка и природе самого предмета обучения... Наказание вообще должно ставить себе целью устранение наказаний». В. Н. Худяков определял наказание как метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы. М.В. Ломоносов, в своих трудах, предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей гимназии». В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей. Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал порядок и дисциплину. В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждение и пример. Неосуществимость этих и подобных высказываний становилась очевидной при первом столкновении с действительностью. Но сам факт отрицания этой действительности был прогрессивным явлением. В противоположность сторонникам наград и наказаний, понимаемых как средства «искусственного подстрекания», с одной стороны, честолюбия детей, а с другой -- их страха, в буржуазной педагогике получили развитие идеи так называемых «естественных» поощрений и наказаний. Родоначальником этих воззрении был великий Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. К примеру, ученик не приготовил домашнего задания, то «естественным следствием» этого проступка явится наказание его путем оставления в школе без обеда для выполнения этого задания и т. п. Примерно такой же мыслилась и логика поощрения: скажем, мальчик бережно обращается с книгами -- в награду за это родители дарят ему новые книги. Слепое рабское повиновение -- вот высшая цель средневековой школы и её главного воспитательного орудия -- телесных наказаний. Для буржуазной школы, шедшей ей на смену, этого арсенала было уже недостаточно. В капиталистическом обществе, где все строится на власти денежного мешка, на основе свободной купли-продажи стимулы повиновения должны были стать более тонкими и гибкими. Это нашло свое проявление, в частности, в известном видоизменении системы наказаний в буржуазной школе и в дополнении ее своего рода уравновешивающим началом - развитой системой поощрений. Педагогика палки в чистом виде сменяется педагогикой “кнута и пряника”. Буржуазная школа унаследовала от старой школы разного рода «мягкокарательные» меры, которые унижают личное достоинство ребенка, наряду с физическими наказаниями. В школах были введены, с одной стороны, целый ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой -- множество наград.... Позорящие наказания были довольно разнообразны и состояли в лишении какой-либо части костюма (например, передника в женских школах), в костюме другого цвета, более грубом, чем обыкновенный, в ослиных масках, дурацки колпаках, в написании совершенного поступка на костюме и вождение виновного по всей школе, в сажании за последнюю парту или стол, в постановке дурных отметок, в записывании в черную книгу, в нетрудных работах по школе взамен служителей или служительниц и т. п. Не раз предпринимались в буржуазной педагогике попытки провести границы, которые отделяют педагогические представления о наказании и поощрении от правовых. В условиях воспитания в буржуазном обществе поощрения и наказания никогда не были и не могли быть не чем иным, как средствами “устрашения”, “воздаяния”, “кары”, “платы за услуги” и т. п. Идею о том, что “истинное” воспитание - это воспитание без наказаний и наград, это своего рода идеальна гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты, высказывала многие выдающиеся педагоги прошлого. Такова была точка зрения великого русского педагога К. Д. Ушинского писавшего: “если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусств воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными”. Так утверждал и А. И. Герцен, писавший, что воспитатель мстит детям наказаниями за свою неспособность, и Н. А. Добролюбов, и Л. Н. Толстой, и многие замечательные умы России и Западной Европы. Меры наказания «большей частью и бесполезны, и не нужны там, где обучение ведется правильно, то есть согласно природе ребенка и природе самого предмета обучения.... Наказание вообще должно ставить себе целью устранение наказаний» так считал А. Дистервег. Но при первом же столкновении с грубой реальностью становились утопичны данные высказывания. Но сам факт отрицания этой действительности с ее поркой, карцером, с одной стороны, и наградами за успехи и благонравие -- с другой, с ее насилием я лицемерной ложью о справедливом “воздаянии” каждому по его заслугам был, бесспорно, прогрессивным явлением. А. С. Макаренко был первым советским педагогом, который сумел не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса. Он видел смысл наказания в том, что оно должно “разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов”. Вместе с тем Макаренко отстаивал необходимость выработки в коллективе определенных традиций, связанных с поощрением и наказанием. Он считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания. Ситуации поощрения и наказания - это методы, которые представляют собой особые случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами - их педагогической коррекции. При использовании поощрения и наказания главное избегать крайностей, рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребёнка помогут сориентироваться при использовании дисциплинарных мероприятий. Если ребенка ждет одно лишь наказание, то он не научится правильному поведению, и, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Например, никакие упреки и наказания не сделают школу более привлекательной для ребёнка, но если за каждый маленький успех хвалить и ободрять его, появится надежда, что он будет учиться с удовольствием. Поощрения и наказания в школе должны строиться на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей. https://vuzlit.ru/449375/istoriya_problemy_pooschreniya_nakazaniya_vospitanii_detey

Ответов - 0



полная версия страницы