Форум » Статьи-исследования о воспитании, телесных наказаниях и о порке. » Страх наказания и моральные принципы. Теория нравственного развития » Ответить

Страх наказания и моральные принципы. Теория нравственного развития

Guran: Страх наказания и моральные принципы. Теория нравственного развития 14 июля 2020 https://dzen.ru/media/id/5e4e2f83e977e25b8eec20ac/strah-nakazaniia-ili-vysokie-moralnye-principy-teoriia-nravstvennogo-razvitiia-5e8db212f3d7cd02ce77c869 [quote]Этот текст создан Искусственным Интеллектом, то есть данные изложенные в статье собраны из открытых источников Интернета, обработаны и составлены нейросетью.[/quote] Лоуренс Кольберг американский психолог, специалист в области психологии развития всю жизнь работал над теорией нравственности, основываясь на трудах швейцарского психолога Жана Пиаже, который одним из первых начал изучать формирование морали у детей, в рамках свой теории когнитивного развития. Кольберг вышел за пределы изучаемого Пиаже возраста и сформулировал собственную теорию нравственного развития человека. Теория нравственного развития Л.Кольберга В представление Кольберга нравственное развитие человека продолжается всю его жизнь и главную роль в его формировании играет понятие Справедливости. Всего он выделял три стадии, каждая из которых делится на два уровня. Согласно его теории они идут строго друг за другом, и переход с одного на другой — это результат развития когнитивных навыков и способности к эмпатии. Они не находятся в прямой зависимости от возраста человека. [quote]Не все и не всегда переходят со стадии на стадию. В действительности, большинство людей никогда не достигают третьего уровня. А некоторые взрослые так и остаются на первом.[/quote] Уровень 1. Доконвенциональный В основном присущ детям, хотя и у взрослых встречается, намного чаще, чем хотелось бы 1 стадия Дети ещё не понимают, что хорошо, а что плохо, они ориентируются на реакцию взрослых, если за какой-то поступок похвалили — этот поступок был хорошим, если поругали — плохим. Сам поступок, а не его нравственная составляющая. Собственные ориентиры не выработаны. Причина и следствие на этой стадии часто перевёрнуты: Действие нравственно неправильное, потому что, тот, кто его совершил, понёс наказание. Чем сильнее наказание, тем более аморальным кажется ребёнку действие, которое к нему привело. Это может привести к эффекту, что сила наказания будет автоматически обозначать, что действие было неправильным. Как часто мы слышим о жертвах насилия — "сам/сама виновата". Ещё на этой стадии очень сильна эгоцентрическая позиция — всё, что мне не приходит в голову, или представляется мне невозможным — не существует. Человек не понимает, и не верит, в то, что существуют отличные от его точки зрения. 2 стадия Наивная гедонистическая ориентация. Ребёнок (человек) готов поступать правильно/хорошо, но только с целью получить выгоду, и никак иначе. Добро само по себе, всё ещё очень абстрактная категория для него. "Ты мне - я тебе". На этой стадии ребёнок не только боится наказания за "плохие" действия, но и готов делать что-то "хорошее", но за вознаграждение, если такового не предполагается, вести "хорошо" он себя не хочет. Ребёнок может применять различные стратегии для получения желаемого (смотря чему его обучили), например, пытается обменяться с другим ребёнком, но если обмен не получится, может и отнять понравившуюся вещь. Формально он уже способен учитывать интересы других людей, но только не в ущерб собственным. Уровень 2. Конвенциональный Этот уровень развития присущ подросткам и взрослым. Подавляющее большинство людей остаются здесь. 3 стадия Ориентация на соответствие ближнему окружению/малой группе. На этом этапе человек зависим от мнения окружающих и хочет завоёвывать их любовь и признание с помощью надлежащего поведения. Готов вести себя "хорошо" без прямой выгоды для себя лично. 4 стадия Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил. Мораль индивида совпадает с законами общества. Человек хорошо осознаёт силу закона и понимает для чего он нужен. Понимает, что наличие правил и законов защищает членов общества и его лично. Человек идентифицирует себя с носителями этого закона — с Государством. Эта, в общем, неплохо, если только Государство не становится гитлеровской Германией. На этом этапе человек имеет довольно широкую вариативность взглядов, но всё же в большей степени его мораль продиктована внешней силой. Принуждение "вести себя хорошо" остаётся внешним. Что законно — то и морально. Уровень 3. Постконвенциональный Автономный уровень нравственности. Собственное моральное суждение стоит над "общей точкой зрения". До этой стадии доходят единицы. Приходит осознание, что индивид обладает собственным взглядом на вещи, и если они не совпадают с точкой зрения большинства, то индивид не обязан подчиняться требованиям большинства. Тут особенно стоит отметить, что Кольберг говорит о нравственном РАЗВИТИИ, а не обо всех людях, которые считают себя стоящими над обществом, то есть речь не идёт о маньяках, психопатах, социопатах и других, обладающих сверхидей, и "знающих" как нужно жить всем остальным, и уж тем более не о тех, кто пытается заставить всех жить "правильно" применяя кнуты и пряники различными степени жёсткости. Люди на данном уровне живут, руководствуясь собственными моральными принципами, которые обычно включают такие основные права человека, как право на жизнь, свободу и справедливость. Они уважают права и мнения других, как бы сильно они расходились с их собственными и предполагают, что закон — это гибкий механизм, созданный для человека, а не наоборот. 5 стадия Утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора. Понимание того, что в мире существует огромное количество мнений, норм и правил, и все они не могут быть хорошими или плохими. Все эти мнения стоит уважать, но для нормального функционирования общества неизбежен компромисс, в пользу решения большинства. Все демократии стремятся претворить именно этот принцип в жизнь. Получается как получается. 6 стадия Универсальные этические принципы. Закон для данного индивида существует только в тех пределах, в которых соответствует его понятию Справедливости. Человек действует не из страха перед наказанием, не для выгоды, не для того, чтобы его любили, а потому что считает свои действия правильными. В целом данная стадия соответствует аретологической этике (Аретология — этика добродетели, в которой добродетельный мотив, побудивший к действию, важнее всего остального(на самом деле - спорное утверждение). [quote]Сам Кольберг считал, что очень немногое количество людей может постоянно действовать на данном уровне.[/quote]

Ответов - 3

Guran: Страх наказания ломает структуру нравственного развития на 1 стадии, когда собственные ориентиры не выработаны. Тогда-то главным критерием между "хорошо" и "плохо" становится только наказание и его страх. Дети подчиняются простой логике боли - за что бьют, то плохо. Помимо навязанной практики слепого подчинения у детей затормаживается процесс понимания общественно-признанных критериев нормы, что потом негативно влияет на возможности социализации и личностного развития в течении всей жизни.

Sakh: Как то в ВК прочитал сообщение одного отца, сынишку он наказывал за разные прогрешения с раннего возраста и как-то в 4.5 года ребёнок приходит с улицы, берет тапок, которым его обычно и лупили, подходит и говорит, что заработал 5 шлепков, но за что не скажет. На лицо, ребёнок освоил "Что такое хорошо и что о такое плохо", тем не менее он сделал плохое и готов на боль, через наказание ... В данном примере никаког слома нравственного развития не наблюдаю ...

Guran: Sakh пишет: В данном примере никаког слома нравственного развития не наблюдаю ... Ваш пример иллюстрирует 1 стадию, когда у ребенка в этом возрасте и нет других критериев, а наказание (т.е.реакция взрослых) становится практически единственным вариантом (это когда бьют, но не объясняют). В описанном моменте и невозможно наблюдать изменение развития, это можно будет заметить или понять только позже, когда у всех его сверстников будет уже осознанное отношение (конвенциональное - 2 или 3 стадии), а он будет ждать одобрения или порицания от родителей (оставаясь на детской 1 стадии). К сожалению порка и страх порки имеет свойство закрепляться в сознании болью и страхом боли (почти инстинктивной), делая невозможным свободный сознательный выбор делать плохое или хорошее, вне этого страха. Это и тормозит развитие сознания, оставляя человеку надолго (или навсегда) быть инфальтивным, несамостоятельным, зависимым




полная версия страницы