Форум » Статьи-исследования о воспитании, телесных наказаниях и о порке. » А. Маршала Розгами секли всех: из истории Харьковского коллегиума » Ответить

А. Маршала Розгами секли всех: из истории Харьковского коллегиума

Guran: Розгами секли всех: из истории Харьковского коллегиума Алена Маршала Детище епископа Епифания Тихорского и князя Михаила Голицына История Харьковского коллегиума началась в Белгороде, где в 1722 году епископ Белгородский и Обоянский Епифаний Тихорский основал славяно-греко-латинскую школу. Согласно Духовному регламенту 1721 года подобные школы для мальчиков начали повсеместно открываться при архиерейским домах. Предполагалось, что школы позволят очистить духовенство от людей пришедших в церковь из корыстных соображений. Ведь претенденты в ученики проходили экзамен, призванный не столько проверить умственные способности ребенка, сколько его духовные качества. Если основателем школы выступил епископ Епифаний Тихорский, то ее дальнейшее развитие и превращение в Харьковский коллегиум является заслугой генерал-фельдмаршала князя Михаила Голицына. Через несколько лет после открытия князь переубедил епископа перенести школу из Белгорода в Харьков. Хотя на тот момент Слободская Украина входила в сферу влияния Белгородского епископа, Харьков выступал вполне рядовым городом со скромными размерами и административным положением. Для школы белгородский епископ купил в центре города дом... В 1729 году к школе присоединили, стоявшую возле школьного корпуса, Свято-Покровскую церковь. Образовавшийся комплекс церковных и духовных учебных заведений получил название Свято-Покровского училищного монастыря (сегодня — Свято-Покровский мужской монастырь), настоятель которого одновременно выступал и ректором Харьковского коллегиума... Система наказаний и поощрений Кроме предоставления воспитанникам основательного гуманитарно-философского образования преподаватели Харьковского коллегиума также занимались религиозно-моральным воспитанием. Одной из целей учебно-воспитательного процесса выступало формирование у учеников благочестия. Следует отметить, что подобные принципы обучения широко применялись также в иезуитских коллегиумах, где сложилась целая система поощрения и наказания воспитанников с успехом применявшаяся и в Харьковском коллегиуме. Среди телесных наказаний, по отношению к ученикам применяли: розги палки, удары линейкой по рукам, поклоны, стояние на коленях, иногда на гречке. Некоторые из них, со временем, перестали быть собственно наказанием за провинности, а превратились скорее в своеобразный ритуал. Например, через подобный ритуал проходили только поступившие воспитанники. Также, существовала традиция, еженедельно, в субботу, сечь всех без исключения учеников Харьковского коллегиума. Для старательных воспитанников это была лишь формальность — розги опускались на их спины, не касаясь. А вот, беглецы получали наказание розгами сполна. Вид и степень наказаний зависели частично и от социального статуса воспитанника. Так, детей из дворянских семей пытались наставить на путь истинный, прежде всего, беседами и уговорами, оставляя розги и палки для крайнего случая. Следует отметить, что случаи избиения учеников всегда пристально рассматривалось колегиумным руководством. Поэтому сами учителя пытались свести телесные наказания к минимуму. Преподавателей могли уволить не только за злоупотребления розгами, но и в целом за плохое отношение к ученикам. https://mykharkov.info/interesno/rozgami-sekli-vseh-istoriya-harkovskogo-kollegiuma-17138.html

Ответов - 0



полная версия страницы