Форум » Статьи-исследования о воспитании, телесных наказаниях и о порке. » Демченко Я.Г. О телесных наказаниях в Российской империи » Ответить
Демченко Я.Г. О телесных наказаниях в Российской империи
Guran: Демченко Я.Г. О телесных наказаниях в Российской империи [quote]Яков Григорьевич Демченко (8 октября 1842, Деньги, Полтавская губерния — 1 февраля 1912) — русский общественный деятель, публицист, журналист.[/quote] По поводу нашей смуты и Высочайшего указа 12 декабря 1904 г. К., 1905. {с. 71} (...) Вот вы и соображайте: преступность прежде была незначительная, а наказание строгое — розги; теперь наоборот: преступность огромная, а наказание слабое, сомнительное — тюрьма; (...) Поэтому, и логика и жизнь показывают, что мы сделали ошибку, отменив розгу. Мы сделали ошибку, судя по себе и руководствуясь равноправностью с мужиком. Для интеллигентного человека всякое наказание будет более чувствитель- {с. 72} но, чем для грубого крестьянина, потому, что его нервы в общем чувствительнее, чем у последнего, что весьма понятно. Поэтому, интеллигент воображает себе розги чем-то ужасным, хуже ледяной воды, и согласен лучше год скучать в тюрьме, чем перечувствовать двадцать пять розог в течение двух минут. (...) Впрочем, уж если соблюдать буквально равноправность интеллигентов с мужиками, то лучше распространить розгу на первых, чем лишать столь действительного, хотя и горького лекарства вторых, а лекарство это незаменимое по верности и скорости воздействия; недаром же наше правительство все-таки пользуется им в экстренных случаях, не даром применяется оно до сих пор и в лицемерной Англии; не даром датский министр юстиции хлопотал о реставрации ея в Дании, а ведь Дания одно из просвещеннейших и благоустроеннейших государств в Европе, а датчане наравне со Шведами и Норвежцами самая нравственная нация в Европе (там нет евреев). Устранив розги из системы наказаний, соблазняя чернь вошедшею в обиход безнаказанностью за всякие воровства и безчинства, мы тем самым навлекаем жестокий народный самосуд на воров, пули и штыки на буйствующую толпу и таким образом содействуем не гуманности, а же- {с. 73} стокости. И я стою за розги только во имя гуманности, как по отношению к виновным, так и по отношению к потерпевшим. (Оне не должны быть применяемы к женскому полу, так как этот пол у нас почти не причастен к преступности. Когда преступность мужеского пола низойдет у нас до уровня преступности женского пола, тогда применение розг может быть упразднено или ограничено). (...) Демченко Я.Г. Письмо в редакцию. XIV. // Киевлянин. К., 1905. №334, 03 (16).12, с. 4. В №332 вашей уважаемой газеты в передовой статье затронут вопрос о целесообразности, при современных обстоятельствах и массовой преступности, телесных наказаний. «Что касается телесного наказания за массовые буйства и грабежи, то о нем должны-бы немедленно высказать свое мнение юристы и администраторы, прислушиваясь не к доктрине, а к тем голосам, которые идут из народа или близко знают его воззрения и условия быта... Мы желали-бы услыхать по этому вопросу серьезные голоса, ибо мы живем среди очень серьезных событий». На отзывы наших юристов надежда плоха. По затронутому вами вопросу я, как обыватель и сельский хозяин, а, кроме того, юрист и опытный судья, в двух изданных мною брошюрах: 1) Заметки по вопросу о нуждах сельской промышленности (Киев, 1903 г.) и 2) «По поводу нашей смуты» (Киев, 1905 г., I-е изд. вышло в феврале, а II-е в апреле), подвергал данный вопрос разсмотрению и высказал свое мнение, не убоясь либерального и даже консервативного глумления, которое, впрочем, последовало лишь в малой мере: одни из органов молчали, другие — вопрос о розгах оставляли без разсмотрения, третьи ограничивались лишь легкой иронией. Вероятно, вам известно, что в Дании, стране просвещенной и высоко культурной, в которой преступность развита не в пример слабее, чем в России (но в которой нет евреев и их тлетворного влияния на народ и общество), закон о телесных наказаниях принят риксдагом 16 марта сего года, а в июне утвержден королем. В Дании руководствуются при этом тем ясным и здравым принципом, что сострадание к преступнику, нарушившему закон, ни что иное как жестокость относительно мирных граждан, соблюдающих закон. (...) Будильник [псевдоним]. Розга в школе и дома. // Русское Знамя. СПб., 1914. №120, 31.05 (13.06), с. 3. (...) Вопрос о телесном наказании не нов. Обсуждали его неоднократно. Различные авторитеты высказывались за и против телесного наказания. Не вдаваясь в теоретические и исторические изыскания и справки по этому жгучему вопросу, считаю необходимым остановиться на том: как реагирует ребенок на различные факты и как в его уме соединяется понятие о преступлении с наказанием за него. Оказывается, как выяснила произведенная анкета, дети чрезвычайно сурово относятся к преступникам. До 7-ми лет они все стоят за смертную казнь, соединенную с величайшими мучениями. От 7 до 12 — сторонники смертной казни, но уже признают и телесное наказание. Преступления делятся ими на тяжелые и легкие. Старше 12-ти лет, не отвергая смертной казни, в тяжелых случаях нарушения справедливости, признают многочисленные виды телесного наказания вплоть до сечения розгами. Сечение розгами — высшая, по их мнению, мера телесного наказания. Вопрос о телесном наказании в виде выговора, внушения, ими игнорируется. Из этой анкеты становится ясно, что с постепенным развитием ребенка, с развитием его психики, изменяется восприятие им душевных импульсов. Но изменение восприятия не происходит скачками, а постепенно. При чем для каждого возраста существует определенно очерченная граница, за которой душевные движения им непонятны и не доступны. Как говорят, дети не доросли. Из вышесказанного становится психологически ясно, что для воспитания детей и внушения им правильных основных взглядов на жизнь, на главные устои ея, на элементарную справедливость приходится иногда прибегать и к телесному наказанию, как к ultima ratio. Конечно, злоупотреблять поркой преступно, так как излишняя порка может только ожесточить ребенка, а не исправить его. Сечение розгами необходимо применять крайне редко и только при чрезвычайно важных проступках. Психология русской интеллигенции совершенно не мирится с розгой. Она отвергает ее безповоротно и безусловно. Русское простонародье прибегает к розге довольно редко. Но зато там практикуются другие способы воздействия на провинившихся. К сожалению, менее культурные и не безопасные для здоровья. Западная Европа в вопросе применения телесного наказания стала на противоположную точку зрения. В Англии и Германии телесное наказание применяется не только в начальных школах, но даже и в средних. Известны случаи из русской жизни, когда сердобольные мамаши, недовольные строгостью к их Колечкам и Ваничкам, пытались их воспитывать в Германии. Но попытки эти всегд кончались неудачей. Колечке или Ваничке попадало линейкой по ладоням, и мамаша с детками, возмущенная «немецким варварством», молниеносно возвращалась домой. Не знаю, что бы сказали русские мамаши, если бы их Катечек, Сонечек, Олечек — высекли в гимназии или институте. А в Англии девиц секут и до сих пор. Результаты, вопреки русским нареканиям, получаются чрезвычайно положительные. Нигде семья не стоит так высоко, как в Англии. Внешкольная розга широко практикуется за границей. Староста и старшина там свободно могут наказать розгами ребенка, внушая ему основы законности. И посмотрите. Разве в Германии возможны те случаи разгромов садов, огородов, которые столь часты у нас? Нет, подобные факты там совершенно неизвестны! Не буду утомлять уважаемого читателя многочисленными фактами, но скажу, что за границей практикуется наказание розгой и плетьми взрослых преступников. Оказывается, что основательная порка для самых тяжких из них является самым действительным наказанием. Америка и Англия — тому разительный пример. Все растущее хулиганство, разгильдяйство заставляет нас указать на те меры предупреждения, которые столь давно испытаны и дали столь хороший результат. Розга давно практиковалась и практикуется в Англии... Авторитет семьи, государства и Церкви там высок. Там не наблюдается возмутительного отношения русских детей к своим родителям, священникам, власти. Ибо там только уважаемые люди могут законно наказывать провинившегося, кроме его отца и в редких случаях матери. А у нас с порывом к не ограниченной ни Божескими, ни человеческими законами свободе при первой же попытке обуздать молодого хулигана, подымается вой протеста и негодования. Вероятно протестующие слишком много имеют за собой грехов, что так боятся введения розги. Вероятно, опасаются, как бы и им не влетело. Считаться с этим воем журнальных кликуш и истерическими завываниями русской радикальствующей интеллигенции, давно уже порвавшей со здравым смыслом, нельзя. Надо в возможно скорейшем времени снова ввести неразумно брошенную розгу и ею образумить и на путь правды направить растущее поколение. Поэтому, от всей души приветствуем первое, столь целесообразное применение ея. https://ru-history.livejournal.com/4800203.html
Ответов - 0
полная версия страницы