Форум » Разные темы про наказания и опросы участников форума. » Непоротые дети в Российской Империи » Ответить

Непоротые дети в Российской Империи

stinger: Интересно: были ли дети во времена Российской Империи которые не подвергались порке?

Ответов - 21, стр: 1 2 All

Jury: Я думаю, не было. Очень редкие исключения, само собой разумеется, моглм быть. Но если это один на тысячу, то это не в счёт. Ну и ещё те очень немногие, к которым по медицинским соображениям нельзя было применять такие наказания. Хотя их тоже нельзя отнести к непоротым. Потому что лишь при порке обнаруживалось, что ребёнок не в состоянии выносить такое наказание. И больше его не пороли. И обязательно ставили в известность школу, что его пороть нельзя.

Закир: В 18 веке таких мало было. А в 19 веке, придется разочаровать, в дворянской среде уже немало было таких, которые не знали на себе, что такое розги и т.п. "И княгиня, наклонившись к папа, начала ему рассказывать что-то с большим одушевлением. Окончив рассказ, которого я не слыхал, она тотчас засмеялась и, вопросительно глядя в лицо папа, сказала: — Каков мальчик, mon cousin? Он стоил, чтобы его высечь; но выдумка эта так умна и забавна, что я его простила, mon cousin. И княгиня, устремив взоры на бабушку, ничего не говоря, продолжала улыбаться. — Разве вы бьете своих детей, моя милая? — спросила бабушка, значительно поднимая брови и делая особенное ударение на слово бьете. — Ах, ma bonne tante, — кинув быстрый взгляд на папа, добреньким голоском отвечала княгиня, — я знаю, какого вы мнения на этот счет; но позвольте мне в этом одном с вами не согласиться: сколько я ни думала, сколько ни читала, ни советовалась об этом предмете, все-таки опыт привел меня к тому, что я убедилась в необходимости действовать на детей страхом. Чтобы что-нибудь сделать из ребенка, нужен страх... не так ли, mon cousin? А чего, je vous demande un peu 4, дети боятся больше, чем розги? При этом она вопросительно взглянула на нас, и, признаюсь, мне сделалось как-то неловко в эту минуту. — Как ни говорите, а мальчик до двенадцати и даже до четырнадцати лет все еще ребенок; вот девочка — другое дело. «Какое счастье, — подумал я, — что я не ее сын». — Да, это прекрасно, моя милая, — сказала бабушка, свертывая мои стихи и укладывая их под коробочку, как будто не считая после этого княгиню достойною слышать такое произведение, — это очень хорошо, только скажите мне, пожалуйста, каких после этого вы можете требовать деликатных чувств от ваших детей? И, считая этот аргумент неотразимым, бабушка прибавила, чтобы прекратить разговор: — Впрочем, у каждого на этот счет может быть свое мнение" Л. Толстой "Детство" Да и среди простого народа к концу 19 века уже были такие семьи, где к телесным наказаниям детей относились отрицательно. " Однажды дед спросил: — Ну, Олёшка, чего сегодня делал? Играл! Вижу по желваку на лбу. Это не велика мудрость желвак нажить! А «0тче наш» заучил? Тётка тихонько сказала: — У него память плохая. Дед усмехнулся, весело приподняв рыжие брови. — А коли так, — высечь надо! И снова спросил меня: — Тебя отец сёк? Не понимая, о чём он говорит, я промолчал, а мать сказала: — Нет. Максим не бил его, да и мне запретил. — Это почему же? — Говорил, битьем не выучишь. — Дурак он был во всем, Максим этот, покойник, прости Господи! сердито и четко проговорил дед" М. Горький "Детство"

Закир: И вот еще на историческом сайте я статью видел, где написано про то, как раньше относились к телесным наказаниям детей: http://history-tema.com/telesnyie-nakazaniya-detey-tyisyacheletnyaya-istoriya-vospitaniya/


Serge de K: Закир пишет: В 18 веке таких мало было. А в 19 веке, придется разочаровать, в дворянской среде уже немало было таких, которые не знали на себе, что такое розги и т.п. Закир, Вы забыли упомянуть и "купеческое сословие", где свист розог был также популярен

Закир: Serge de K пишет: Вы забыли упомянуть и "купеческое сословие", где свист розог был также популярен Я его потому и не упомянул, что там, как правило, часто наказывали детей.

Serge de K: Закир пишет: Я его потому и не упомянул, что там, как правило, часто наказывали детей. Ну а в качестве примера воспитания в купеческих семьях можно было бы привести рассказ замечательного автора Николая Филлипова "Филейное воспитание" http://grafomanam.net/works/311402

Serge de K: А еще можно кадетов вспомнить "... Директор вынул из-за обшлага какую-то бумагу, и Буланин вдруг задрожал мелкой, противной, безнадежной дрожью. - По постановлению педагогического комитета, кадет Буланин, позволивший себе такого-то числа возмутительно грубый поступок по отношению к дежурному воспитателю, приговаривается к телесному наказанию В размере десяти ударов розгами. Случилось вдруг отвратительное чудо. Прежде было сто мальчиков, ничем друг от друга не отличавшихся, и между ними равный всем Буланин, - и вот он выделился, далеко отошел ото всех, заклейменный исключительным позором. Тяжесть навалилась на него, пригнула его к земле, приплюснула. - Кадет Буланин, выйдите вперед! - приказал директор. Он вышел. Он в маленьком масштабе испытал все, что чувствует преступник, приговоренный к смертной, казни. Так же его вели, и он даже не помышлял о бегстве или о сопротивлении, так же он рассчитывал на чудо, на ангела божия с неба, так же он на своем длинном пути в спальню цеплялся душой за каждую уходящую минуту, за каждый сделанный шаг, и так же он думал о том, что вот сто человек остались счастливыми, радостными, прежними мальчиками, а я один, один буду казнен. В спальне, в чистилке, стояла скамейка, покрытая простыней. Войдя, он видел и не видел дядьку Балдея, державшего руки за спиной. Двое других дядек Четуха и Куняев - спустили с него панталоны, сели Буланину на ноги и на голову. Он услышал затхлый запах солдатских штанов. Было ужасное чувство, самое ужасное в этом истязании ребенка, - это сознание неотвратимости, непреклонности чужой воли. Оно было в тысячу раз страшнее, чем физическая боль... Прошло очень много лет, пока в душе Буланина не зажила эта кровавая, долго сочившаяся рана. Да, полно, зажила ли?" А.И.Куприн, " На переломе (Кадеты") 1900

Закир: Serge de K пишет: Ну а в качестве примера воспитания в купеческих семьях можно было бы привести рассказ замечательного автора Николая Филлипова "Филейное воспитание" http://grafomanam.net/works/311402 Так тут вопрос-то звучал про "непоротых детей".

Jury: Закир пишет: вопрос-то звучал про "непоротых детей". А непоротые в такие вот игры играют

SS: Если верить моим родителям, их тоже не пороли, но действовали стыдом и убеждением. Не 19 век конечно, но послевоенная деревня (маленький городок).

Мимо проходил: О XIX веке мы можем судить только по книгам, письмам, статьям людей живших тогда, а они в плане порки довольно противоречивы: от того, что пороли в детстве всех (от крестьян до дворян) до того, что во многих дворянских семьях порку, как наказание для ребёнка, отрицали. Не могу, да и не хочу никого судить, но мне кажется, что многие просто стеснялись или стыдились (особенно после отмены крепостного права) признаться в том, что их пороли, и отрицали это в последствии.

Закир: Мимо проходил пишет: мне кажется, что многие просто стеснялись или стыдились (особенно после отмены крепостного права) признаться в том, что их пороли, и отрицали это в последствии Едва ли. В то время в простой среде это был обычный способ воспитания и наведения порядка в обществе. Телесные наказания с отменой крепостного права не исчезли: их все так же применяли крестьянские волостные суды и мировые посредники. Формально они были отменены полностью в 1904 г., но на самом деле неофициально применялись еще долго. А уж признаться в том, что так наказывали в детстве, ни для кого постыдным не было. Даже Некрасов, потомственный дворянин, описал свои воспоминания об учебе в гимназии в стихах: "…придешь, бывало, в класс И знаешь: сечь начнут сейчас!" В то время о том, что телесное наказание - плохой способ воспитания детей, фактически только начинали спорить, и только в высших слоях общества.

stinger: Jury пишет: Ну и ещё те очень немногие, к которым по медицинским соображениям нельзя было применять такие наказания. А кроме таких случаев бывало, к примеру, что ребёнку хватало один раз попасть попасть под розги чтобы больше не нарываться на них?

Закир: stinger пишет: Адмирал Сенявин рассказывал, что усердно учиться мореходному делу он стал после того как дядя один раз его хорошо высек за нерадивость после жалоб учителей навигацкой школы)))

Альбина: А мне кажется были, и не мало. Что для человеческой природы какие-то 200 лет? Или не было людей жалостливых? Спокойных от природы, ленивых, флегматичных? Любящих детей и вникающих в их жизнь каждодневно? Или наоборот равнодушных, занятых своими делами, которым дети как таковые не интересны в принципе - ни хвалить, ни наказывать не охота? Ну да, в школах практиковались наказания, и что? Не было смирных, прилежных, "скучных" детей? Сейчас есть, а тогда не было?

magistr: Альбин, а если принять во внимание, что каких то 200 лет назад, люди были поголовно верующими, а в библии , как известно, прямые указания КАК правильно детей воспитывать надобно, если их любишь. Соломон писал в притчах. "Кто любит сына своего, тот с детства наказывает его" Не бойся, розгой ты не убьёш его, но в будущем это доставит ему великое благо. Библия говорит: (Прит. 22:6) "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится". А далее написано: (Прит. 22:15) "Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него". "Глупость привязалась к сердцу мальчика, но воспитательная розга удалит её от него. (Притчи22:15) "Приготовлены наказания для насмешников, и удары — для спины глупых. (Притчи19:29) "Наказывай своего сына, пока есть надежда; (Притчи19:18) "Глупый сын — досада для отца и горечь для родившей его Вот чтобы не вырос глупым необходимы воспитательные работы. Наверно не много родителей признается что не любит свое чадо и сейчас и тогда. Думаю не много невоспитанных было. Гораааздо меньше чем теперь. Ух, а уж про домострой я вообще молчу....

Альбина: Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже - как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. (c) Актуальненько? А людям 19 века, значиЦЦа, ППКС-нуть отказываем по умолчанию? Почему?

magistr: Почему? Да очевидно же.... Никому не придет в голову, в современном обществе, например, не пускать детей в школу. Ну принята у нас такая глупость, давать образование отпрыскам. Типа необходимая часть воспитания. Вот и в том обществе было принято ТАК воспитывать детей. Хотя да, в каждом правиле есть исключения... Хотя, в этом случае, другая поговорка на языке вертится.

Альбина: magistr пишет: Никому не придет в голову, в современном обществе, например, не пускать детей в школу. Сравнение не корректно. magistr пишет: Хотя да, в каждом правиле есть исключения... О да. Вот одни особо одаренные недавно погрузили скарб и детей в яхту - и даешь кругосветку! Кака-така школа? Говорят, можно где-то в тырнете отслеживать их передвижения. magistr пишет: Вот и в том обществе было принято ТАК воспитывать детей. А сейчас нельзя бить детей. Это не поощряется и даже преследуется. Но разве исключительно гос.политика этого направления останавливает тех, кто детей на самом деле не бьет? Не комплекс многих других факторов тут играет главную роль разве? И наоборот, тех, кто "ЗА" наказания тоже никакие современные веяния и страшилки не убеждают почему-то. ) В общем, я не думаю, что процент субъективизма сильно разнится, какие бы времена ни взять. Это как краткосрочная поездка в другой город: смотришь и кажется, там жизнь не настоящая. Люди-понарошку идут по улицам, ведут куда-то детей, спешат по делам несерьезным, выдуманным. Пробки на дорогах - не натуральные, дома тоже невзаправдашние какие-то. Так и про другую эпоху посмотришь фильмУ - а она черно-белая! ) Значит и жизнь там черно-белая была, не такая какая-то, время по-другому шло, может вообще скачкАми, вот как в фильме. И люди ни любить не умели, ни в воспитании ничего не смыслили, ни в политике. Ну мы-то точно умнее. Мы каждый - личность, продвинутые, базар фильтруем на раз, а они - стадо наивное, у них интернета-то не было, где им разобраться, надо ли через себя переступать, если противно что-то делать! )) З.Ы. Кстати, меня намедни классику потянуло перечитывать... "Войны и мира" на по полчаса в метро на пару месяцев ажно хватило. А вчерась вечор Пушкина вот фантазия пришла освежить в памяти. ... До чего ж мущщщины эмоциональные да ревучие были в те времена, если верить авторам.

magistr: Альбина пишет: ... До чего ж мущщщины эмоциональные да ревучие были в те времена, если верить авторам И вожжи в каждом доме водились и нагайки. А вместо конституции, домашний устав православного христианина " домострой"... «Домострой» рекомендует непослушных жен вразумлять: сначала рассужденьем, а если не поможет, то и битьем. Но наказывать жену полагалось вежливо, плетью, а не бить ее за всякую вину «по уху, по виденью, под сердце кулаком, пинком, посохом железным», вызывая тем членовредительство и увечье. Красота же!! Вот и были и нравы другие и семейные ценности не нонешние... «Жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу, а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению…»



полная версия страницы