Форум » Традиции Телесных Наказаний в разных странах. Что думают политики, знаменитости о телесных наказаниях. » Пасынки «свободного мира» - диагноз: школофобия » Ответить

Пасынки «свободного мира» - диагноз: школофобия

Guran: Диагноз: школофобия Пасынки «свободного мира», Олег Никитович Бондаренко, Игорь Алексеевич Михайлов, 1986г. Тринадцатилетний японский мальчик целый год просидел в темной комнате. Родители были бессильны что-нибудь сделать, каждый раз, когда они пытались освободить сына из добровольного заточения, подросток отчаянно противился этому. Питался он только тем, что удавалось просунуть ему через щель под дверью. Медики, обследовавшие ребенка, выяснили, что он прятался от… школы. Дело в том, что дети страдают новым, не известным ранее в медицинской практике заболеванием - так называемой школофобией. Симптомы упомянутого недуга те же, что и при других нервных расстройствах: больного знобит, лихорадит, его мучают мигрени, высокая температура, общее недомогание. А главное - его одолевает страх перед школой. Лечению эта болезнь поддается с большим трудом. Поэтому в Японии целый ряд исследовательских институтов и больниц занят сейчас изучением необычной болезни. И не удивительно: школофобия в современной Японии достигла ужасающих размеров - ею поражено 50 тыс. японских школьников в возрасте от 5 до 18 лет. Что же вызывает школофобию? По мнению социологов и врачей, в первую очередь виновата система школьного образования в Японии, а точнее - методы преподавания, которые, по общему признанию, являются одними из самых жестоких в мире. Воспитание детей, основанное на принципах строжайшей дисциплины, ежедневной изнурительной зубрежки, применении телесных наказаний, приводит к нервному истощению и депрессии. И как следствие этого - у учащихся возникает глубокая неприязнь к школе. Школоненависть, или школонеприязнь, рождается, как правило, тогда, когда у школьника пропадает вера в будущее, желание учиться. На пороге взрослой жизни многие японские юноши и девушки попадают в жизненный тупик. Угроза безработицы вызывает у них тревогу еще на школьной скамье. Большинству выпускников средних школ не приходится питать надежд и на обучение в высших учебных заведениях, так как это в основном привилегия детей из состоятельных семей. Но и здесь сложности не заканчиваются. Ведь при приеме в колледж поведение абитуриента на вступительных экзаменах считается главным критерием. Подобные экзамены настолько сложны, что, по мнению самих японцев, для поступления в любой вуз одного только школьного курса явно недостаточно. Поэтому более половины японских школьников на протяжении многих лет вынуждены еще посещать частные курсы. Не приходится удивляться, что при столь интенсивной системе обучения многие в конце концов, не выдерживая перегрузок, бросают занятия и даже кончают жизнь самоубийством. Достаточно сказать, что только за один 1982 г. в японской столице было зарегистрировано свыше 120 случаев самоубийства школьников, не выдержавших учебных перегрузок. Может, однако, Япония представляет здесь досадное исключение среди высокоразвитых капиталистических государств? Обратимся тогда к западногерманской действительности. И увидим, что газета «Унзере цайт» бьет тревогу в связи с аналогичной проблемой. На первый взгляд вроде бы трагическая случайность, сообщает она: на опушке леса вблизи города Наббурга (Бавария) нашли повешенным 16-летнего Франца Зигерта, ученика местной средней школы. Действительно, если верить заключению полиции, речь идет о чистой случайности. Ибо Франца никто не преследовал, родители его любили, дома и в школе он вел себя прилежно, учился хорошо, странностей в его поступках и образе мыслей ни родители, ни одноклассники, ни педагоги не замечали. И тут вдруг такое. Однако отец мальчика не без оснований полагает, что причины, толкнувшие сына на роковой поступок, существуют. В беседе с корреспондентом газеты Зигерт-старший перечисляет их: «Это, во-первых, чрезмерно переполненные классы, когда даже самый добросовестный учитель не в состоянии просто физически наладить контакт с каждым учеником. Во-вторых, чрезмерная загруженность учебных программ. И наконец, постоянный страх у учащихся перед плохой оценкой». Таково свидетельство органа западногерманских коммунистов. Но в прессе ФРГ в разделе полицейской хроники часто встречаются сообщения подобного рода. В той же самой Баварии в течение 10 дней в одном только Мюнхене были зарегистрированы 2 случая самоубийства школьников. Самоубийства, подчеркивает еженедельник «Шпигель», произошли по одной и той же причине: 13-летний ученик неполной средней школы не выдержал экзамена при поступлении в реальное училище; 14-летний ученик решил умереть, потому что получил неудовлетворительную оценку за классную работу по математике. К середине февраля, когда в школах Баварии обычно выдают табели с отметками об успеваемости за первое полугодие, число юных самоубийц значительно увеличивается. Так, в 1982 г. 10 подростков покончили с жизнью из-за страха перед плохими отметками. В других районах ФРГ - в Гамбурге и Гессене - некоторые дети также предпочли смерть школе, где обстановка просто ужасная. Западногерманских детей толкает также на самоубийство внушенный им обществом ложный комплекс неполноценности. Причем в масштабах, которые никогда ранее не наблюдались. По заключению евангелической службы консультаций по психологическим вопросам в Мюнхене, «уже у 7-9-летних налицо расстройства депрессивного характера, которые приводят к нежеланию жить». Именно школа, которая призвана научить детей жизни, толкает их порой на самоубийство. Это поистине страшный феномен, одна из многих причин которого заключается в следующем: аттестат играет теперь гораздо большую роль, нежели прежде. Получишь ли ты место ученика на производстве или будешь продолжать учебу - все зависит от отметок в аттестате. Ибо только тот, кто имеет отличные оценки по всем предметам, может свободно выбирать, чем он будет заниматься дальше. Сдавший экзамены имеет по крайней мере шанс получить место ученика на производстве. В противном случае даже и на столь скромное место вряд ли можно надеяться. По словам сотрудника органов народного просвещения Баварии Вильгельма Эберта, от «беспощадного механизма отметок» в школе зависит, вскарабкается ли тот или иной учащийся на вершину пирамиды образования или останется внизу. Испытание и сортировка проводятся уже среди самых юных, - жалуется Эберт, - учителя превращаются в сортировщиков людей». Недаром в школах Гессена в ходу, например, такой лозунг: «Только сильнейшие могут чего-либо добиться!» Постоянное соперничество порождает бесцеремонность в достижении цели, пробуждает у детей самые нездоровые инстинкты. В данной ситуации результаты контрольных работ и опросов, играющих главенствующую роль при переводе в следующий класс, отражают не столько действительно умственные способности ребенка, сколько выносливость его нервной системы и психики. Из-за боязни провалиться на экзаменах, отстать и не справиться с требованиями, предъявляемыми к школьникам педагогами и даже родителями, у все большего числа детей возникают нарушения в психике. Почти каждый 3 школьник страдает, как явствует из многочисленных исследований, психическими расстройствами, каждый 5 нуждается в лечении, дабы преодолеть болезненное чувство страха. Тут показательна даже такая деталь. Во время перемен между уроками дети из-за постоянного стресса начали поглощать огромное количество шоколада и конфет, многие ежедневно принимают всевозможные успокоительные таблетки, курение среди 14-летних уже давно вошло в привычку, а некоторые школьники из-за неуспеваемости регулярно напиваются или приобщаются к наркотикам. Дети в странах Запада боятся школы, которая чаще всего не сулит им ничего хорошего, еще и потому, что многие педагоги не гнушаются и мерами физического воздействия по отношению к своим подопечным. А это вырабатывает в юных душах стойкое чувство страха, беззащитности и, что еще хуже, безысходности. Телесные наказания школьников широко применяются в США, Западной Германии, Японии. Но особенно беспрецедентный размах они приобрели на Британских островах. Ведь даже официально они разрешены в 116 из 125 имеющихся в Англии местных органов образования. …Небольшую частную школу-интернат «Сент-Джордж скул», расположенную в английском графстве Суффолк, не без оснований окрестные жители прозвали царством ужаса. Занимаются здесь главным образом дети военных, проходящих службу за границей. Затерявшаяся в провинциальной глуши, эта школа до последнего времени была мало кому известна. Но как-то сюда попали несколько британских радиорепортеров, собиравших как раз материалы о телесных наказаниях детей. И здесь им явно «повезло». Для этого журналистам достаточно было только ознакомиться с так называемой книгой наказаний, которую исправно ведет директор школы Дерек Слейд. Речь идет о поистине обвинительном акте британской системе воспитания. Например, только за один 1982/83 учебный год из 375 воспитанников школы 133 подвергались «физическому воздействию». Орудием экзекуции, как правило, служила специальная трость для порки. Мистер Слейд скрупулезно заносит в свой кондуит нехитрые ребячьи провинности: «возня на перемене», «нарушение дисциплины» «плохо выученный урок». Культ насилия - так можно охарактеризовать в двух словах обстановку в «Сент-Джордж скул». Откровенной патологией отдает от поощрения директором учеников за подготовку подобных тем для сочинений - «Порка, которую мне задали». В 1981 г. «прославилась» Лизерлендская школа в Ливерпуле, в которой за год было осуществлено 1800 экзекуций. И снова поражают записи, сделанные на страницах «книги наказаний». Они испещрены надписями типа: «вел себя недисциплинированно», «мешал вести урок», «забыл дома учебное пособие» и т. д. Не удивительно, что Англия является одной из немногих стран, где уже целое столетие существует Национальное общество по предотвращению жестокости к детям. Правда, несмотря на свой почтенный «возраст», обществу и по сей день хватает дел. В середине 70-х гг., например, оно ежегодно регистрировало и расследовало 60–70 тыс. случаев жестокого обращения с несовершеннолетними. Мы же остановимся лишь на некоторых из них. У 14-летнего мальчика родителям приходится отдирать присохшие к окровавленному телу брюки… 14-летняя девочка исхлестана тростью педагога за то, что не принесла денег в уплату за продукты, которые использовались на уроке кулинарии (у матери, как потом выяснилось, попросту не было на это денег)… Наказание 13-летнего Уоррена Льюиса, забывшего принести тапочки на урок физкультуры, считалось сравнительно гуманным: учитель приказал ему обежать спортивную площадку 81 раз. У мальчика хватило сил только на 32 круга. Затем он упал в изнеможении. Когда, вернувшись из школы, Уоррен вышел на улицу поиграть с товарищами, сердце его внезапно остановилось… Марк Ходжес из Южного Лондона получил серию мощных ударов тростью по пяткам: на него пало обвинение в прозвучавшем в классе хлопке пистона. После этого Марк с его больными ногами мог передвигаться только при помощи костылей, на которые вынужден был опираться распухшими от побоев руками. Директор этой школы Р. Смит признал, что трость для порки редко залеживается без дела в его учебном заведении. А когда ему сообщили, что по числу телесных наказаний его школа занимает третье место в лондонском районе Кройдон, то Р. Смит удивленно поднял брови: «Действительно? Честно говоря, я думал, что мы будем вторыми». Естественно, радетели розги пытаются подвести под свое неприкрытое варварство некую научную основу. Отменить телесные наказания было бы глупостью, полагает Л. Норкросс, директор общеобразовательной школы в Северном Лондоне, ибо, по его словам, трость - это эффективное средство для сдерживания недисциплинированных учеников. Ну а если порка не помогает? Тогда надо просто усилить дозу, советует тот же Норкросс. В ответ на это в одной из школ для девочек Ньюкасла после введения там телесных наказаний вспыхнул бунт. Реакция местных властей, ведающих образованием, была недвусмысленной. Они постановили: увеличить длину и вес ремней, применяющихся в школах для экзекуций. Если обратиться к научным исследованиям столь злободневной для английской педагогики проблемы, то они показывают как раз обратное: применение телесных наказаний отнюдь не улучшает, как это принято считать, поведение школьников. Например, проведенное авторитетным ученым доктором М. Ретгером тщательное изучение положения дел в 12 лондонских общеобразовательных школах показало, что уровень дисциплины мало зависит от того, применяются ли в данном учебном заведении «меры физического воздействия». Более того, Ретгер обнаружил, что там, где злоупотребляли ремнем и тростью, поведение детей было зачастую хуже, чем в школах, где порка не практиковалась или была редкостью. Отмены телесных наказаний требуют многие демократические организации Великобритании. Однако на страже порки стоит сам английский закон. Согласно ему, родители «делегируют» свое право на наказание детей на время обучения их в школе. Учителям разрешается действовать в отношении учащихся «как разумным родителям», т. е. они имеют полное право драть школьников, когда им это заблагорассудится. К тому же помимо официальных широко распространены также неофициальные телесные наказания: таскание за уши, тумаки, пинки, пощечины, нанесение ударов физкультурными тапочками - на что только хватит фантазии воспитателя. Школа в Великобритании сохраняет за собой право на порку и в тех случаях, когда даже этому категорически противятся родители ребенка. С помощью компьютеров подсчитано, что в среднем каждые 19 секунд кто-либо из английских школьников подвергается порке. Эти сведения приведены в докладе Общества учителей, выступающих против телесных наказаний. Подготовивший его исследователь П. Темпертон обобщил сведения, поступившие из 27 местных органов образования в Англии и Уэльсе. В упомянутом обстоятельном докладе отмечается, что только в этих двух частях Великобритании ежегодно имеют место более 230 тыс. наказаний. Своеобразное «первенство» принадлежит Мид-Гламоргану в Уэльсе, где избиениям подвергается каждый десятый школьник. К сему «рекорду» приближаются города Гейтсхед и Манчестер, а также лондонский район Харроу. Поводом для порки может служить даже самый ничтожный проступок. Так, в одной из обследованных школ дети подвергались телесным наказаниям только за то, что улыбались во время урока. В другой школе в течение учебного года одного ребенка наказывали 14 раз подряд, второго-18 раз. В ответ на справедливые протесты против практики порок со стороны упомянутого выше Общества учителей министр образования Великобритании Кит Джозеф заявил, что телесные наказания будут применяться и впредь. Правда, он при этом великодушно разрешил родителям подавать на его имя жалобы, ежели те считают, что с их ребенком действительно несправедливо обошлись. Как сообщает японская газета «Джапан таймс», министр разъяснил также, что его ведомство после долгих дебатов решило не изгонять розги из школ, дабы дать последним… «максимум свободы». Пользуясь подобной свободой, некоторые английские школы практикуют у себя также так называемые официальные драки. Происходят они примерно так. Учащиеся, между которыми возник конфликт, обращаются к директору за разрешением решить спор с помощью силы. Этим формальности и ограничиваются. После того как санкция на схватку получена, назначается «официальная драка». Директор школы остается и здесь главной фигурой, хотя и выступает уже не в качестве судьи или палача, а в роли рефери. Дерутся до тех пор, пока на лице у одного из противников не покажется кровь. Но раз допускаются, а порой даже и поощряются потасовки в официальном порядке, то почему тем же школьникам не «порезвиться», так сказать, для души и без лишних свидетелей? …Это случилось в субботний июльский вечер на окраине лондонского района Саутхолл. Темнокожий юноша Рай Такур возвращался от друзей и был уже в двух шагах от своего дома. Внезапно вечернюю тишину разорвал пронзительный свист, и на Рая с улюлюканьем и гоготом набросилась стая бритоголовых подростков. С возгласами «Бей обезьяну!» они несколько раз пырнули юношу ножом и, сбив ударом кастета на тротуар, принялись пинать жертву ногами. Теряя сознание и превозмогая боль, Такур все-таки смог добраться до дома. Тем временем брат потерпевшего тщетно пытался вызвать «скорую помощь», объясняя по телефону, что человек получил несколько ножевых ран. Но местным эскулапам не было никакого дела до истекающего кровью негра. Более «сердобольными» на сей раз оказались блюстители порядка. Они прибыли на место происшествия через полчаса после того, как брат Такура позвонил в третий раз в участок и, умоляя, попросил немедленно приехать на помощь. После долгих переговоров полицейские даже согласились довезти раненого до ближайшей больницы. Когда потерявшего сознание Рая несли в полицейский фургон, банда бритоголовых юнцов все еще находилась на углу дома. «Благополучные» школьники показывали на свою жертву пальцами и издевательски хохотали. Однако их не задержали ни в тот самый вечер, ни на следующий день, ни позже. А брату Такура, пытавшегося указать полицейским на новоявленных бандитов, «бобби» порекомендовали просто-напросто «заткнуться», пригрозив в противном случае арестом за нарушение общественного порядка. Так дела обстоят в Англии. Что же касается Соединенных Штатов, то там преступления сплошь и рядом совершаются прямо в стенах школ. Причем в таких ужасающих размерах, что сам президент Рейган забил тревогу. И не удивительно. Ведь, согласно докладу Национального института просвещения США за 1978 г., жертвами преступлений в американских средних учебных заведениях стало 3 млн. детей. «Вы можете подумать, - подчеркивает Рейган, - что это было давно, в 1978 г. Должен вам сказать, что положение на 1983 г. стало гораздо хуже. Подобно тому как атмосфера насилия в школах отражается на наших сыновьях и дочерях, она отражается и на их преподавателях. В докладе Национального института просвещения указывалось, что ежемесячно примерно 6 тыс. учителей становились жертвами ограблений, примерно 125 тыс. угрожали насилием и по крайней мере до тысячи учителей подвергались настолько жестоким избиениям, что были вынуждены обращаться за медицинской помощью. Психиатры, которые лечат учителей, говорят, что у многих из них наблюдаются те же симптомы, какие были у жертв контузий во время первой мировой войны. Вот как плохо обстоят дела». Что ж, дела действительно идут не блестяще. В этом с американским президентом, пожалуй, можно согласиться. И США тут не составляют исключение. Достаточно обратиться к примеру Японии, чтобы увидеть ту же ужасающую картину. …Несколько токийских школьников выследили места ночевок бездомных, нищих людей, напали на них и зверски убили. …Подростки, сговорившись, злобно и жестоко избили своего учителя. Однажды, после группового нападения, тот вынужден был лечь в больницу. Но уйти из школы он все же не решился. И его понять можно - где еще найдешь работу? Учитель мучительно размышлял над тем, как же ему поступить. И счел, что будет благоразумнее, если, выходя из дому по утрам, положит в карман пиджака на всякий случай нож. На суде он потом объяснял, что просто хотел отпугнуть им своих мучителей. Однако, когда один из хулиганов-школьников на него напал, учитель ударил его этим самым ножом. …Группа школьниц из японского городка Кисарадзу под охраной великовозрастных приятелей до полусмерти избила одноклассницу. Почему? Вина ее заключалась только в том, что та на выборах в школьный совет победила свою подругу. За невинную жертву, истязаемую среди бела дня, никто даже не заступился. Обычно утверждают: нет, мол, «безмотивных» преступлений. Но как быть в тех случаях, когда их нельзя объяснить никакими причинами? Например, в школе западногерманского города Эпштейна в 1983 г. произошла чудовищная, дикая, кровавая бойня. Некий Карел Харва ворвался во время уроков в школьное здание, открыл стрельбу в классе, убил 3 учеников, тяжело ранил 11, затем принялся стрелять по прибежавшим на помощь учителям и полицейским, застрелив еще несколько человек. Оставшуюся пулю он пустил себе в лоб. Типичное «безмотивное» преступление? Не будем, однако, спешить с выводами. За две недели до описанного случая, потрясшего всю Западную Германию, местная пресса сообщила: за один только год в школах ФРГ произошел 982 131 несчастный случай; 38 % из них - агрессивные нападения одних школьников на других. Более 100 ножевых ранений нанесли учащиеся средней школы в Бохуме соученику Кристиану Г. Предварительно они его приговорили к смертной казни за вымогательство. «В школу все больше проникают методы мафии, - комментирует столь красноречивую, сколь и печальную статистику комиссар западногерманской полиции Карл Нем. - Более сильные вымогают деньги у слабых «за защиту». Создаются также целые банды». «В школах нужно было бы вообще ввести дежурство полицейских патрулей», - предлагает кельнский профессор Ундойч. Он признает, что школа превращается постепенно в поле боя, где процветает агрессивность. Чтобы как-то изменить ситуацию, он предлагает учителям новую дисциплину - «О миролюбивом поведении», но те отказались: это, мол, выглядело бы смешно на фоне существующих школьных нравов. Может быть, в затуманенном мозгу Карела Харвы, устроившего кровавую бойню, как раз и возникли воспоминания об этом «поле боя», где его били, где над ним измывались одноклассники и воспитатели, и он решил свести счеты? https://fan-project.livejournal.com/2369696.html

Ответов - 1

Sakh: Хорошая подборка с миру по нитке, жаль, что автор не уделил внимания похожим происшествия в нашем отечестве ... а они были, увы, даже в нашей "глуши" на уровне района были случаи когда школьник покончил с собой из-за низкой оценке по физике кажется, как группа 3 классиков ногами отходила своего одноклассника, до его госпитализации (разрыв селезенки и прочее) и им практически ничего не было, когозабрали из школы и отправили в другой город к родственникам, кого в другую школу перевели, а кто и вдвоём классе остался ... школьники старших классов были "приписаны" к нескольким "колдобам", и выходили стенка на стенку с другими банками ("Слово пацана" отдыхает). Пацана из соседнего класса, приятеля по двору, его одноклассники в 4 классе гнали толпой от школы, били и пинали (это сам видел ...), успел забрать у него портфель, но спасти от расправы не было возможности и т.д. и т.п. Это молчу о том, что в спортивных секциях тренеры могли и по шее дать и по жопе ... приятель рассказывал, что в хоккейной секции в спортивном лагере тренер - вожатый воспитанников порол кедом 45 размера ...



полная версия страницы