Форум » Тема телесных наказаний в литературе. » Астрид Линдгрен "Мадикен" » Ответить

Астрид Линдгрен "Мадикен"

Sakh: Фрагмент произведения. В классе, где учится Мадикен, последний урок – чистописание. Дети сидят и пыхтят над тетрадями, стараясь писать красиво, как в прописях. Вдруг открывается дверь, и в класс входит старший учитель. Он подходит к учительнице и показывает ей какую-то вещь. Что это было, никто не видел, потому что он стоял к детям спиной. Учитель и учительница долго её разглядывали и о чём-то переговаривались. Затем учительница с озабоченным выражением взглянула на Мию и тихо сказала: – Вон там она сидит! Старший учитель впился глазами в Мию: – Поди-ка сюда! Я тебе говорю, лохматая девочка. Мия медленно подходит. – Ты это видела? – спрашивает он и показывает Мии коричневый кошелёк. Мадикен узнала его с первого взгляда. Мия не отвечает. Она смотрит в окно, как в тот раз, когда надо было отвечать про Адама. – Посмотри на меня! – гаркнул на неё учитель. – И объясни-ка мне, как в мой кошелёк попала эта фотокарточка и вот это! И он высоко, чтобы все видели, поднимает перед классом закладку с ангелочком и фотокарточку, на которой снята Маттис. Весь класс притих. Дети застыли за партами, затаив дыхание. – Ты здесь оставила один пятак. Это очень любезно с твоей стороны, – говорит учитель. – Но теперь я хочу услышать, что ты сделала с остальными деньгами, которые тут были. Мия не желает говорить решительно ничего. Она молчит как убитая, сколько её ни терзает расспросами старший учитель, а он настойчиво добивается ответа. – Она купила трюфелей, – говорит наконец Виктор. И хотя Виктор сказал учителю правду, Мадикен подумала, что он поступил скверно. А учитель вызывает у неё сейчас настоящую ненависть. Никогда в жизни ей не было ещё так противно, как сейчас, когда она на него смотрит. Он требует, чтобы Мия во всём призналась. Он говорит, что теперь совершенно убеждён – кошелька он не терял, и, значит, Мия его украла. Она незаметно пробралась в учительскую, когда там никого не было, увидела оставленный на стуле пиджак и стащила кошелёк из кармана. – Посмотри мне в глаза, Мия! – гремит учитель. – И признайся, что так и было! – Да-а, – прошептала Мия, отвернувшись к окну и не глядя на учителя. Мадикен точно знает, когда и как Мия взяла кошелёк. Это было не в учительской. «Но раз Мия не поправляет учителя, пускай это так и останется, – думает Мадикен, – это её дело». Ведь она уже призналась, что взяла чужой кошелёк. Кажется, теперь учитель мог бы отвязаться и оставить её в покое. Так считает Мадикен. Но тут она ошиблась. Старшему учителю этого мало. Сначала Мия должна попросить у него прощения, а потом её ещё высекут тростью, чтобы она не привыкала красть и не стала бы настоящей воровкой. – Когда-нибудь ты мне сама скажешь за это спасибо, – говорит старший учитель. И ещё он сказал, что все дети должны смотреть, как её будут наказывать. Все должны знать, что бывает за воровство. – Для вас это будет полезный урок! – говорит учитель. Мадикен побледнела как полотно. Учительница тоже сидит за столом бледная как полотно. Она хотела что-то сказать старшему учителю, но тот и слушать не стал и ушёл за тростью. Едва он вышел, учительница бросилась к Мии, обняла её и начала уговаривать: – Мия, дорогая, попроси ты хотя бы прощения! Может быть, тогда тебя не будут наказывать. Мия стоит не поднимая глаз. – А он мне тогда отдаст моего ангелочка? – спрашивает она. Закладка с ангелом и фотокарточка лежат на учительской кафедре. Учительница быстро хватает их и торопливо суёт Мии в кармашек. Мия наконец подняла голову и посмотрела на учительницу с таким выражением, что Мадикен сразу расплакалась. Но тут входит учитель с тростью. Теперь уже не только Мадикен, почти все дети начинают громко плакать. Все, кроме Мии. Она стоит возле кафедры на виду у всего класса в грязном передничке, надетом на слишком короткое платьице, сверкая продранными коленками. Мия глядит в окно, как будто всё это её не касается. – Ну, Мия, будешь просить прощения? – обращается к ней учитель. – Можешь сделать это сейчас или после, как тебе угодно. Но Мия не отвечает. Она только молчит и молчит. Тогда взбешённый учитель орёт на неё: – Нагнись сейчас же! Мия покорно наклоняется. Трость учителя со свистом взвилась над Мией и с жутким хлопком опустилась на её тощенькую попку. Мия не издала ни звука. Но весь класс так и всхлипнул, а учительница закрыла глаза рукой. Старший учитель снова размахнулся тростью, но тут раздался крик. Кричала не Мия. – Нет, нет, нет, нет! – кричит, обливаясь слезами, Мадикен. Старший учитель бросил на неё сердитый взгляд, но всё же он растерялся. Как будто о чём-то подумав, он опускает руку с тростью. – Гм! – произносит учитель, глядя на Мадикен. Затем он переводит взгляд на Мию: – Ладно! На этот раз с тебя, пожалуй, хватит! Товарищи тебя жалеют, хотя ты и не заслуживаешь никакой жалости. Но Мия должна попросить прощения. Иначе нельзя после того, что она сделала. – Ну, проси прощения! – говорит учитель. Мия глядит в окно. Она словно не слышит, что ей говорят, и не произносит ни слова. Какая испорченная девчонка! Учитель просто не знает, что ему с ней делать! – Ты понимаешь – от тебя требуется только одно маленькое словечко, если хочешь, чтобы тебя простили. Я жду, когда ты его скажешь! Старший учитель ждёт. Весь воздух в классе пронизан ожиданием. И вот Мия что-то пробормотала. Ну, это другое дело! А разве может быть иначе? Нет такого ребёнка, с которым бы он не справился! Но ему и этого мало. – Нет, так не годится! Повтори ещё раз ясно и отчётливо, чтобы все тебя слышали. Ну, Мия! Тут Мия обернулась и в первый раз посмотрела ему прямо в глаза. И произнесла вслух то самое словечко. Произнесла так ясно и отчётливо, что все хорошо расслышали: – Засранец! И, не дав никому опомниться, она стремглав кинулась на худеньких ножках-палочках к двери и скрылась за ней. – Неслыханное безобразие! – сказал папа, когда Мадикен, вся заплаканная, вернулась домой и рассказала ему о том, что случилось у неё в школе. – Ну как же ты не понимаешь! Ведь она… – начинает Мадикен защищать Мию. – Безобразно вёл себя ваш старший учитель, а не Мия, – говорит папа. – Она выразилась совершенно правильно. Лисабет тоже так считает. Она ещё никогда не слышала такого замечательного слова. Но едва она попыталась его испробовать, как мама сказала: – Ну уж, извините! Этого слова я не хочу больше слышать. Достаточно было и одного раза. Больше всех рассердилась на учителя Альва. Она вся кипит от возмущения: – Что ему, делать больше нечего, как драться и колотить маленьких детей? Говорю тебе, Мадикен, если он тебя посмеет хоть пальцем тронуть, я возьму в руки дубину и укокошу его! Мадикен выслушала это с большим удовольствием. Но папа, оказывается, не хочет, чтобы Альва бралась за дубину. Папа говорит, что, если так, значит, Альва не умнее учителя. Потом они сели обедать. Но у Мадикен сегодня что-то нет аппетита, и ей кусок не лезет в горло. А Лисабет поела только картошки с соусом, устроив на тарелке размазню. Ей так больше нравится. – Но правда же, папа, Мия очень плохо сделала, что взяла кошелёк? – спрашивает Мадикен. – Воровать ведь нельзя! – Нельзя, конечно, – говорит папа. – Но с маленькими детьми это иногда случается. И не дело вколачивать в них честность палкой. – Но Мия могла бы всё-таки попросить прощения, – говорит Лисабет, которую обычно никакими силами не заставишь извиниться. – Я думаю, она бы и попросила прощения, если бы осталась вдвоём с нашей учительницей, – говорит Мадикен. – Возможно, – говорит папа. – Впрочем, не уверен.

Ответов - 4

оля с: Уважаемый Sakh. Очень понравился данный фрагмент произведения. Хочется услышать продолжение. А если честно , то подскажите где можно почитать.

Дым: Уважаемая оля с Произведения Астрид Линдгрен - классика мировой детской литературы. Их можно почитать везде. )

Sakh: А в продолжении ничего особо и нет, девочка дома хотя и грозила от родителей "взбучка, поцелуй и кровать", но явно не сильная. Младшая сестра героини любит повторять "Рикарда нужно высечь", но выдаманный старшей сестрой Рикард, на которого она списывает все свои грешки, так и не был наказан :) также как и Мадикен, которая его придумала, хотя ей было стыдно, когда обнаружилось, что нет такого мальчика у них в классе (мама хотела пожаловаться учителю на несносного мальчишку), то даже отец только усмехнулся и сказал, какже было легче дочери жить, пока был Рикард, а теперь самой нужно отвечать за шалости ... Читайте своим детям произведения Астред Лингрен, они добрый, написаны интересно о детях и для детей и давно входят в золотой фонд детской литературы ...


Sakh: В интернете поиском свободно найти можно, Мадикен и ее младшей сестре посвящено 2 книги, которые выпущены были в разные годы. В СССР это произведение как раз не получило распространение, т к. довольно много в нем было о христианском воспитании, что дома в школе на уроках закона божьего, что дома у девочек, несмотря на довольно либеральные взгляды родителей. Есть фильм по этому произведению на шведском языке, но с русскими субтитрами. Вот в нем директор порол Мию, причем выдал ей больше чем один удар, наверное режиссер посчитал, что одного удара явно не достаточно для такой девчонки :) (она и на самом деле заслуживала наказания и не только в описанном случае, вот такой вот сарванец в юбке и драных колготках, так ещё у нее есть и младшая сестра не лучше, но занятой бесконечной работой матери просто некогда ими заниматься). Вообще-то Астед Лингрен знала не по наслышке о т.н. детей (вспомним о переживаниях мальчика сироты Расмуса (Расмус бродяга) и причину почему он сбежал из приюта, а потому что за нечаянную шалость (облил фрекен из тазика) его ждало наказание тростью (за 8 лет ни-ни, а тут такое дело), хотя он знал, что старших мальчиков в приюте за проступке наказывают поркой, но тут он испугался и сбежал) и долго и упорно с ними боролась, именно благодаря ей Швеция стала фактически первой страной где они были официально запрещены в любом проявлении ...



полная версия страницы