Форум » Тема телесных наказаний в литературе. » Ярослав Гашек. Урок закона божьего » Ответить

Ярослав Гашек. Урок закона божьего

ULV: Ярослав Гашек. Урок закона божьего. Перевод Д. Горбова. Короуповские ребята знали из закона божьего только то, что господь бог в неизреченной благости своей создал прутья. Вслед за тем он создал законоучителя Горачка. Оба эти предмета взаимно друг друга дополняли. Потом он научил людей делать из прутьев розги, а законоучителя Горачка — с необычайной ловкостью пользоваться этими розгами. Начиналось обычно с того, что капеллан Горачек, войдя в класс, мрачно смотрел на вытянувшиеся физиономии учеников и произносил: — А ну-ка Ваничек, идиот этакий, перечисли мне семь смертных грехов в обратном порядке! В искусстве ставить вопросы законоучитель Горачек был настоящий виртуоз. Он заставлял учеников перечислять в обратном порядке десять заповедей господних или требовал: — Людвик, отвечай быстро, негодяй, какая заповедь на третьем месте от конца, перед «Не убий»? Получалась какая-то божественная математика, кончавшаяся поркой в виде печального душеспасительно-арифметического итога. Так было всегда; поэтому понятно, что каждый вызываемый — будь то Ваничек или Бухар, Людвик или кто другой — неохотно подымался из-за парты и подходил к кафедре. Каждый шел, испытывая сомнение в неизреченной благости божьей, заранее уверенный, что дело кончится печально и что религиозные понятия содержатся не в катехизисе, а в той части штанов, которая протирается от продолжительного сидения. Дело несложное — выставить зад всем напоказ и дать опытной руке законоучителя высечь тебя проклятой розгой. Эти сцены повторялись регулярно через день. С ласковой улыбкой клал Горачек ребят одного за другим к себе на колено и говорил им: — Благодарите бога, мерзавцы, что я могу пороть вас. Как-то раз Вепршек из соседнего села Козьи дворы принес известие, что хорошо, мол, намазывать розгу чесноком: будто бы не так больно, а розга от удара ломается. Известие это так отвечало их безумным мечтаниям, и они до того уверовали в этот самый чеснок, что во время натирания розги Кратохвил даже плакал от радости. Но произошло то, что можно назвать крахом всех чаяний короуповской школы, печальной повестью об обманутых надеждах. Законоучитель исчерпывающим образом разъяснил им все на их задах, а затем прочел лекцию на тему о том, что их проделка с чесноком есть не что иное, как обман, к тому же смешной, как они могли убедиться. Наказаны они по заслугам: ведь они хотели обмануть самого господа бога. Он описал им губительные последствия, которые их поступок может иметь для их жизни. Это первый шаг к нравственному падению и полной гибели. Он готов душу свою прозакладывать, что чеснок ими украден, и за это он их еще раз выпорет. Нет никакого сомнения, что все они, за исключением сына управляющего Веноушка и Зденека (эти двое никогда не подвергались порке; отец Зденека был членом школьного совета), кончат жизнь на виселице… Так безрадостно уплывал день за днем, не принося никаких перемен. Казалось, над короуповскими ребятами навис неотвратимый рок, от которого нет защиты. Однако хромой Мельгуба придал всей этой религиозной борьбе новое направление. Играя с товарищами возле пруда, он поделился с ними результатами проделанного дома опыта с бумагой: он набил себе в штаны бумаги и разбил горшок с молоком; его тотчас отхлестали ремнем, и боль была вдвое слабее, чем при обычных условиях. После этого сообщения школьники прониклись к бумаге таким же уважением, как китайцы, подбирающие каждую бумажку, чтобы сберечь ее; только в данном случае, наоборот, бумага должна была уберечь своих почитателей. Сын лавочника Мистерки взялся доставлять спасительное средство, и законоучитель скоро заметил, что на лицах несчастных уже не появляется столь явно выраженных признаков страдания. Тщательно вдумавшись в это обстоятельство, он пришел к выводу, что, видимо, у них огрубела кожа и что ему необходимо обзавестись для уроков закона божьего более крепкой розгой, поскольку господь бог позволяет произрастать также более твердым и толстым прутьям. И вот, выстроив в ряд перед кафедрой приговоренных к экзекуции, он объявил им, что они, видимо, слишком привыкли к тонкой розге. — Вот тебе деньги, — обратился он к Мистерке. — Скажи отцу, чтоб он прислал мне розгу покрепче. Видя, что лица преступников изображают полную растерянность, он начал потирать себе руки. Губы его исказила жестокая гримаса. Он уже предвкушал новое наслаждение. Отец Мистерки выбрал отличную розгу, толщина которой сводила на нет все значение защитного слоя бумаги. Возникла необходимость усовершенствовать изобретение, и однажды Мельгуба произнес возле пруда спасительное слово: — Картон! Оно произвело нужное действие, и законоучитель на уроках опять завздыхал: — Господи, до чего толстокожие! И в конце концов велел Мистерке купить еще более толстую розгу. Это была самая крепкая из всех, какие только бывали в Короупове. Картон не выдержал ее ударов. — Теперь нам крышка! — вздыхал возле пруда Мельгуба. На следующем уроке закона божьего они сидели за партами уныло глядя в пространство: понимали, что всякая борьба бесполезна. Только Вепршек слегка улыбался. Тем неопределеннее были их ответы на вопрос о том, когда бог впервые явил людям свое неизреченное милосердие. В результате перед кафедрой предстало пятнадцать человек, в том числе и Вепршек. Десять были уже выпороты и ревели, услаждая сердце наставника, когда очередь дошла до Вепршека. Вот он лег на колено законоучителя. Вот крепкая розга засвистела в воздухе… и — бумм! — раздался страшный грохот, как если кто изо всех сил ударил в литавры или трахнул дубиной в большой гонг. Выпустив улыбающегося Вепршека, законоучитель взревел: — Долой штаны! Вепршек перестал улыбаться, спустил штаны и подал законоучителю жестяную табличку, которую взял накануне в костеле. Потрясенный законоучитель прочел на ней: «Жертвуйте на украшение храма господня!»

Ответов - 7

LinaV: Какой очаровательный текст!!!! Спасибо, ULV Так громко улыбаюсь, что домашние уже поглядывают с интересом)))))

juliana: По совету мужа прочитала книгу Гашека про бравого солдата Швейка. Не пожалела, смеялась аж до слез. Очень хорошая книжка, советую всем прочитать.

Jareth: *под столом,вытирает слёзы**Финал меня буквально убил в хорошем смысле слова!))))


Митрил: К сожалению актуальная вещь в России.

Маринка: LinaV пишет: Какой очаровательный текст!!!! Не вернуть ли нам это в современную школу? Реально, порой так было жалко учителей: вот в самом деле, выдрать несколько человек - и класс привести в чувство. (Из воспоминаний из школьной жизни).

burov: Митрил пишет: К сожалению актуальная вещь в России. Актуальная? И что - разве в школах порют? )))

burov: Маринка пишет: Реально, порой так было жалко учителей: вот в самом деле, выдрать несколько человек - и класс привести в чувство. (Из воспоминаний из школьной жизни). Хм.... А если б Вас выдрали? Сомневаюсь, что энтузиазм сохранился бы...Даже если б в отдельной школе для девочек? А при мальчиках?



полная версия страницы