Форум » Тема телесных наказаний в литературе. » Георгий Скребицкий "От первых проталин до первой грозы" » Ответить

Георгий Скребицкий "От первых проталин до первой грозы"

Шура: Автор Георгий Скребицкий. В моем детстве был период, когда в детскую библиотеку одновременно поступили 2 книги, одна из них "От первых проталин до первой грозы" а вторая "Гавриил Кириченко - школяр" Они поступили в большом количесвте экземпляров и мы их читали. Обе они были про ТН. Книгу о Гаврииле я в сети не нашла, но там очень много было эпизодов, как мальчика пороли - и отец, и учитель и поп. А вот книгу Скребицкого нашла. Интесреная книга, а одна из сюжетных линий - частная школа в маленьком уездном городке. Вот выдержки: "ЭТО ТОЛЬКО ЦВЕТОЧКИ, А ЯГОДКИ ВПЕРЕДИ — Как Лизиха на Кольку-то заорала, чтобы он в носу не ковырял! — сказал я Серёже, когда он вернулся из школы. — «Заорала»! — насмешливо передразнил Серёжа. — Ты только цветочки сегодня видел. Вот погоди, начнёт драть линейкой, тогда уж на ягодки поглядишь! — А она часто дерёт? — Да, почитай, каждый день. Это сегодня на неё почему-то добрый стих напал. — И тебя тоже дерёт? — А я что же, святой, что ли? — Так почему же ты дома ни маме, ни Михалычу не скажешь? Они бы ни за что ей не разрешили. — Э-э-э, брат! — махнул рукой Сережа. — Вот отлупит она тебя, и не вздумай домой бежать жаловаться, ничего не поможет. — Почему не поможет, нас ведь дома никогда не бьют? — То дома, а то у неё. Ну, придёт папа или мама твоя. Лизиха сейчас такой ласковой, такой святой прикинется. Скажет: «Что вы, что вы, да ведь это я так, легонечко, шутя… Разве я могу моих малышей больно ударить? Зря они на старую бабушку жалуются. Только вас и меня понапрасну расстраивают». Ну, и разведёт турусы на колёсах, да всё таким медовым голоском. Конечно, ей и поверят, а не нам с тобой. Скажут: ленишься, учиться не хочешь, а на неё сваливаешь. Тебе же ещё и достанется. А уж к ней потом хоть на глаза не кажись. Нет, уж лучше стерпеть разок-другой, чем она потом поедом есть будет. Я почувствовал, что Серёжа прав, что мы с ним попали в лапы отвратительной, злющей бабы-яги. Спасения нет, нужно смириться и терпеть. — Серёжа, а кто этот Митенька, который показывал мне, как нужно читать, которого Лизиха так хвалила? — Гадина, вот кто! — ответил Серёжа. — Подлиза, ябеда, Лизихин любимчик! Уж она с ним носится, не знает, как его и приласкать! — Что ж, он так хорошо учится? — Да совсем не хорошо, выставляется только. — И Серёжа, скорчив умильную рожицу, сложив губки трубочкой, заговорил, как Митенька: — «Елизавета Александровна, а можно, я ещё один стишок выучу?» Поганец! — И Серёжа с досады даже плюнул в сторону. — И ведь не выучит ничего, напишет на шпаргалку стихи, стоит за её спиной, по шпаргалке и дует. — А если она заметит? Серёжа хитро подмигнул: — Нет, брат, когда Митенька отвечает, она и не обернётся, чтобы его не смущать. Ему вера полная. Ему всё можно. — А Кольке часто достаётся? — Ещё как! Этот парень лихой. Он в прошлом году Лизихе в чай соли подсыпал. Она как хлебнёт, как рожу скорчит! Мы со смеху чуть не лопнули. [more]— Узнала, кто сыпал? — со страхом спросил я. — Нет, не узнала. Всех ребят передрала, никто не выдал. Я с облегчением вздохнул. ....Коля одёрнул курточку, взял книжку и подошёл к Елизавете Александровне. — Дай сюда свою грамматику!.. Отвечай коренные слова с самого начала. — Бег, бегун, беда, — бойко начал Коля, будто читая стихи, — бедняжка, бес, бешеный, ведать… ведать… ведать… — Ну «ведать», а дальше? — грозно спросила Лизиха. Коля потупился, молчал. — Не знаешь? Опять не знаешь! — Я не помню, вот знал и забыл… — «Забыл»! — передразнила Лизиха. — А как по улицам собак гонять, не забыл, не забыл… — И она со всего размаха ударила Колю по спине линейкой. Вот тебе, чтобы не забывал! Стой столбом вот здесь, зубри, негодяй! Коля засопел носом, из глаз закапали слезы. И он, всхлипывая, принялся, стоя возле Лизихи, учить какие-то непонятные мне коренные слова. За первой экзекуцией последовала вторая, третья. И всё из-за этих страшных коренных слов. Вокруг Елизаветы Александровны образовался целый кружок стоящих «столбами» и ревущих ребят. Подзатыльники и звонкие щелчки линейкой слышались всё чаще и чаще. Доставалось не только одним малышам. — Ольга, иди отвечай! — крикнула Елизавета Александровна. Из-за стола встала совсем взрослая девушка, с прической, а не с косами. Я принял её сначала за помощницу Елизаветы Александровны. — Ну, дурёха, вызубрила? Отвечай наречья! — Возле, ныне, подле, после, вчуже, въяве… — начала взрослая девица сначала громко, потом всё тише и тише. — Не умирай, не умирай, пожалуйста, а то за попом пошлю. — Дальше не помню, — безнадёжно призналась отвечавшая. — Не помнишь, забыла? А с кавалерами гулять не забыла? Становись столбом! И взрослая девушка покорно стала в кружок с малышами, горько всхлипывая и повторяя невыученный урок. — Не реви! — приказала ей Елизавета Александровна. — Хочешь в институт поступить — учись, а не хочешь — зря время не проводи, выходи поскорее замуж! Девушка не выдержала и, закрыв лицо книгой, заплакала ещё громче. — У-у-у, распустила нюни, а туда же в институт собралась! Нужны там такие. Очень нужны!.. И Елизавета Александровна с презрением отвернулась от плачущей девушки. А я смотрел на неё во все глаза и думал: «Зачем она позволяет над собой так издеваться? Ну мы маленькие, над нами можно, а она ведь взрослая, взяла бы и ушла».... — Сонька, ты что глазищи по сторонам таращишь?! — кричит она на худенькую черноглазую девочку. Та испуганно вскакивает, не понимая, в чём она провинилась. — Не выучишь заповеди, домой не пущу, хоть издохни здесь… А ты, олух царя небесного, долго ещё будешь над примером сидеть? Иди сюда, негодяй, покажи, что сделал. Из-за стола встаёт крепкий, коренастый мальчик — Юра Белокуров. Он учится хорошо, гораздо лучше других. Беда только в том, что до поступления в школу Лизихи Юру учила дома его мать-учительница. Она-то его так хорошо и подготовила. Но бабка Лизиха этого не признаёт. Ей хочется показать, что по-настоящему может учить детей только она, а другие берутся не за своё дело и потом ей же приходится всех переучивать заново. — Ну как ты решаешь? Кто тебя этому научил? — орёт она, вырывая из Юриных рук тетрадку. — Вот, вот тебе! — Она рвёт пополам тетрадь и швыряет в угол. — Бери другую, становись сюда, решай сначала! Мальчик достаёт новую тетрадь и становится около кресла бабки Лизихи. Стоит потупившись, ждёт. — Ты что морду надул?! — набрасывается на него бабка Лизиха. — Не хочешь учиться — иди к мамаше, она тебя всему научит! Нечего ко мне лезть, коли сами учёные, сами всё знаете! Бабка Лизиха гневно отворачивается от Юры. Её маленькие злые глазки беспокойно бегают по комнате, пытаясь найти новую жертву. Больше всего меня угнетало то, что в школе у бабки Лизихи всегда было страшно: страшно, что она начнёт на кого-нибудь кричать, кого-нибудь начнёт бить линейкой или драть за волосы, за уши. Учиться было страшно и совсем неинтересно. С мамой мы, бывало, читали рассказы Гоголя, сказки Пушкина, или мама сама рассказывала что-нибудь интересное. Бабка Лизиха никогда ничего нам не читала, не рассказывала. Она заставляла только учить, и учить всё наизусть. А чтобы знать, что каждый из нас действительно зубрит урок, а не «ловит галок», не «бьёт баклуши», она требовала, чтобы каждый учил не потихоньку, а громко, во весь голос. От этого в школе весь день стоял ужасный крик, и я первое время никак не мог к нему привыкнуть. Ещё, пожалуй, тяжелей было то, что всегда такая добрая, такая ласковая мама и хороший, добрый Михалыч не могли понять, как нам с Серёжей трудно учиться у Елизаветы Александровны. Слушая мои рассказы о школе, Михалыч только, бывало, посмеивался, приговаривая: — Попался бычок на верёвочку. Правильно, так вас и надо драть, как Сидорову козу. Вы ведь лентяи, ничего не хотите делать, только балбесничаете. А мама, слушая меня, грустно кивала головой и, вздыхая, говорила: — Дети, дети! Ничего вы не понимаете. Говорите: кричит, ругается, иной раз даже сгоряча линейкой шлёпнет. А то, что она вам все свои знания, всю душу свою отдаёт, этого вы не цените? Подумайте сами: она ведь богатая. Они с мужем самые богатые купцы в нашем городе. Не из-за денег же она с вами возится. Это замечательный, прямо святой человек. Вам этого сейчас не понять. Вот вырастете, тогда поймёте, тогда оцените. Что же я мог ответить на это? Оставалось только молчать....[/more] http://www.litmir.co/br/?b=110775&p=40

Ответов - 12

Мимо проходил: Шура пишет: Слушайте, я вам сказку рассказала, а вы устроили на пустом месте спор. Пошли бы почитали другую книгу, про злобную училку в школе, я ж специально выставила, а вы все тут торчите! Хорошо сказано, но, если честно, то я эту ветку уже давно увидел, но не увидел пока что здесь обсуждать: я тоже не представляю как я пожаловался бы родителям на учительницу, хотя рос намного позже, чем описываемые события, и, естественно, в школе меня не пороли.

р: Шура пишет: Не из-за денег же она с вами возится. Возможно, что и не из за денег а просто для того чтоб было кому свою власть показать! С такими преподавателями знаком .У нас в школе биологичка именно такой была всех считала олухами, дебилами, дегенератами. А сама такое учудила девченок заставила перед мальчишками рассказывать как размножается человек, это в 8ом классе! В учебнике есть эта тема, но чтоб все это рассказывать перед парнями, это вообще какой идиоткой нужно быть! У всех учителей свои тараканы в голове и ненависть к ученикам! Это есть и будет всегда а все из за того что педагог пользуется властью над учениками, а власть как известно, портит человека! Вот поэтому, никогда не стоит верить учителям когда они жалуются на детей!

Шура: Когда читаешь описанный процесс обучения в этой школе, то кажется, чему же она могла таким вот образом детей научить? Но в этой же книге есть, как она каждую весну возила своих учеников в город Серпухов держать переводные экзамены в гимназии, и они выдерживали и переходили следующий класс. Получается, что какой-то эффект был, как ни странно.


Мимо проходил: Шура пишет: Когда читаешь описанный процесс обучения в этой школе, то кажется, чему же она могла таким вот образом детей научить? Но в этой же книге есть, как она каждую весну возила своих учеников в город Серпухов держать переводные экзамены в гимназии, и они выдерживали и переходили следующий класс. Получается, что какой-то эффект был, как ни странно. Представляю, что было бы, если бы не было эффекта. Научить как раз таким образом можно чему угодно. Но при этом привить стойкое отвращение к тому чему научил.

р: Шура пишет: Получается, что какой-то эффект был, как ни странно. Только кому нужен эффект такой ценой? Вам не кажется, что это не обучение, а буквально вдалбливание и зубрежка, а не умение мыслить, размышлять? А вообще уважаемая, меньше читайте всякой ерунды, тем более выставлять это здесь вовсе не стоит!

Nikita-80: р пишет: А вообще уважаемая, меньше читайте всякой ерунды, тем более выставлять это здесь вовсе не стоит! Ну ты совсем оборзел, уважаемый!).Отрывок интересный и относится к теме всего нашего форума. Ведь форум не о твоих жизненных несчастьях, а о применении ТН в воспитании детей. Вот и рассуждаем- допустимо ли это или нет. р пишет: Только кому нужен эффект такой ценой? Вам не кажется, что это не обучение, а буквально вдалбливание и зубрежка, а не умение мыслить, размышлять? Ранее, по старым системам и методикам не были популярны иные методы как только зубрежка и вдалбливание. Кстати, и сейчас во многих видах деятельности именно эти методы являются наиболее эффективными. Так часто учитель и говорит- вызубрить! Ту же самую таблицу умножения или правило какое- нибудь.

р: Nikita-80 пишет: Ну ты совсем оборзел, уважаемый! Никита, "уж чья бы корова мычала" Оглянись во круг, кто здесь оборзел? Где ты увидел это? Nikita-80 пишет: Ведь форум не о твоих жизненных несчастьях, а о применении ТН в воспитании детей. Вот и рассуждаем- допустимо ли это или нет. Ну с такими как тут собрались все и без рассуждений ясно, что вы и вам подобные одобрят применение тн при воспитании детей, это и ежу понятно! Nikita-80 пишет: Ранее, по старым системам и методикам не были популярны иные методы как только зубрежка и вдалбливание. Это ясно, ведь тупо приказать вызубрить легче нежели головой думать и анализировать! Nikita-80 пишет: Кстати, и сейчас во многих видах деятельности именно эти методы являются наиболее эффективными Ни какого эффекта в этом нет и быть не может! Всегда есть определенные нюансы при которых вызубренные правила не работают, всегда нужно думать и рассуждать! Nikita-80 пишет: Так часто учитель и говорит- вызубрить! Так говорит только учитель у которого нет ни ума ни фантазии! И к великому сожалению, таких учителей большинство!

LinaV: р пишет: Это ясно, ведь тупо приказать вызубрить легче нежели головой думать и анализировать! Ни какого эффекта в этом нет и быть не может! Всегда есть определенные нюансы при которых вызубренные правила не работают, всегда нужно думать и рассуждать! Так говорит только учитель у которого нет ни ума ни фантазии! И к великому сожалению, таких учителей большинство!Ой, уважаемые, давайте не будем учить врачей лечить, а учителей учить, не имея о методике никакого понятия. Возьмем простой пример. Ученики знают, что умножение по сути сложение одинаковых слагаемых. Они используют это знание. Но когда нужно умножить шесть на восемь, то намного эффективнее просто знать, сколько это будет, нежели в уме складывать шесть раз по восемь или восемь раз по шесть. Да, при этом ребята в курсе, что можно проверить верность вычисления разными способами. Например, отталкиваясь от умножения на десять или на пять и вычитая или же добавляя лишнее или недостающее. Это один из способов, основанный именно на логике. Однако часто нужно сосчитать быстро и качественно, например при письменном умножении/делении или при решении уравнений. В этом случае нужно, чтобы таблица умножения и деления была отработана до автоматизма, вызубрена, если вам так понятнее. В игровой форме на уроках, в любой другой - дома . А уж простейший пример из русского языка очевиден - слова-исключения. Не выучишь - не будешь их знать, никакая логика не поможет. А вызубришь и будешь знать исключением к какому правилу они являются, тут можно и логику включать. Я считаю, что родные этих мальчиков правильно поступают, что не вмешиваются в процесс обучения.

Мимо проходил: LinaV права в том, что есть вещи, которые надо просто знать, а не вычислять каждый раз заново, когда это будет надо - времени слишком много будет тратиться впустую даже, если вам удастся заново "изобрести велосипед". Хотя, наверное, есть люди, которым торопиться некуда и они предпочитают сами дойти до всего того, до чего всё человечество доходило миллионы лет.

р: LinaV пишет: Я считаю, что родные этих мальчиков правильно поступают, что не вмешиваются в процесс обучения. Извините, только это не обучение, а простое насилие- избиение, можно сказать. Демонстрация власти над учениками со стороны училки! И родные обязаны вмешаться т.к такое "обучение" рано или поздно приведет детей к нервному срыву! Какие знания может дать такой педагог, если учащиеся ее просто напросто ненавидят! На счет врачей. Если бы врачи умели лечить, то люди не умирали в 58 лет! Я уже рассказывал как учат в мед.училище и где эти ученики практикуются и на ком. Если мед.сестра со скорой не может в вену войти! Вот такие учителя, как в приведенном отрывке и учат и что потом эти учащиеся умеют делать и что эти дети испытывают по отношению к предметам, которые преподают такие учителя! Вероятно и Вы поступаете так же, раз высказываете поддержку методу применяемому той училкой.

Jareth: У нас такая воспиталка была в детсаду.Та не только лупила,но и трусы с детей снимала привселюдно.Когда я узнал,что она умерла от рака,от души ей пожелал"царствия...подземного".

Jareth: LinaV пишет: Я считаю, что родные этих мальчиков правильно поступают, что не вмешиваются в процесс обучения. Простите меня,леди,ноЭТО-НЕ обучение,а издевательство над детьми.Что значит"что ты морду дуешь"?Морда,извините,у зверей!Собак там,кошек...И у этой самой Лизихи,имхо!Это действительно обыкновенная дедовщина,а не учёба,имхо опять же.Ей только надзирательницей в жентюрьме работать!



полная версия страницы