Форум » Тема телесных наказаний в литературе. » Эрих Кестнер. Когда я был маленьким. » Ответить

Эрих Кестнер. Когда я был маленьким.

ULV: Эрих Кестнер. "Когда я был маленьким". Нашего нового учителя, которому предшествовала грозная слава, звали Леман. Нам сообщили, что у него за год проходят больше, чем у других учителей за два, и сообщения эти, как мы вскоре убедились, не были преувеличены. Кроме того, нам рассказали, что каждую неделю он расходует одну камышовую трость, и эти рассказы тоже примерно подтвердились. Мы тряслись еще до того, как его узнали, а узнав и узнавая все лучше, тряслись еще больше. Он учил нас так, что у нас пухли головы и зады! Учитель Леман не шутил и не понимал шуток. Он до потери сознания загружал нас домашними заданиями. Потчевал нас таким обилием учебного материала, диктантами и контрольными, что даже самые бойкие и лучшие ученики начинали нервничать. Когда он входил в класс и невозмутимо говорил: "Достаньте тетради!", каждый рад был бы забиться в мышиную нору. Только где ее было взять, да еще на тридцать мальчиков. А то, что он расходовал по трости в неделю, оказалось верно лишь наполовину: он расходовал две. Не было дня, чтобы господин Леман не выходил из себя. Его выводили из себя ленивые ученики, дерзкие ученики, глупые ученики, молчащие ученики, трусливые ученики, упрямые ученики, запинающиеся ученики, хнычущие ученики, отчаявшиеся ученики. А кто из нас время от времени не бывал тем или другим? Так что у гнева учителя Лемана был широкий выбор. Он раздавал нам пощечины, от которых вздувались щеки. Брал трость, приказывал нам протянуть руку и хлестал пять или десять раз по открытой ладони, пока она не становилась багрово-красной, не вспухала, как тесто, и не начинала зверски болеть. А затем, поскольку у человека с самого детства две руки, наступала очередь второй. Кто со страху сжимал руку, того он бил по пальцам и костяшкам. Он приказывал шестерке учеников лечь друг подле друга на первый ряд парт и обрабатывал шесть поджатых задов в справедливом чередовании и быстрой последовательности, пока ужасающий шестиголосый мальчишеский хор не оглашал воздух и все остальные не зажимали себе уши. Кто у доски слишком долго думал, того он бил по икрам и подколенкам, а кто повертывался лицом, тому доставалось еще больней. Иногда камышовая трость расщеплялась вдоль. Иногда раскалывалась поперек. Куски со свистом пролетали по воздуху и мимо наших голов. Тогда до перемены сыпались оплеухи. Руки Лемана на куски не разлетались! А к другому уроку он приносил другую трость. Тогда встречались учителя, сладострастно выбиравшие трость у швейцара, как знатоки-курильщики сигару. Находились и такие, которые перед наказанием вымачивали трость в умывальнике, чтобы было больней. Это были негодяи, которым доставляло удовольствие пороть. Учитель Леман к этой пакостной разновидности скотов не относился. Он был менее зауряден, но куда более опасен. Он дрался не потому, что хотел насладиться нашей болью. Он дрался, доведенный до отчаяния. Он не понимал, как это мы не понимаем того, что понимает он. До него не доходило, что его объяснения могут до нас не дойти. Вот что приводило его в бешенство. Вот отчего он терял голову и самообладание и кидался на всех как помешанный. Временами класс походил на сумасшедший дом. Родители беспрестанно бегали к директору с жалобами, угрожали, плакали. Они приносили врачебные свидетельства, где говорилось о телесных и душевных травмах, нанесенных тому или другому мальчику. Предупреждали, что будут через суд требовать денежного возмещения. Директор ломал руки. Все это он и сам знал, знал задолго до нас и наших родителей. Он давал обещание серьезно побеседовать с коллегой. И всякий раз директор заканчивал разговор одной и той же фразой: "Это просто ужасно, ведь, по существу, он наш лучший учитель". Но это, конечно, было неверно. Господин Леман был человеком знающим, человеком старательным, человеком толковым, который хотел сделать из нас знающих, старательных и толковых учеников. Цель была прекрасна. А путь к ней отвратителен. Знающий, старательный, толковый человек был не только не лучшим, а никаким не учителем. Ему недоставало главной добродетели воспитателя - терпения. Я имею в виду не то терпение, что граничит с равнодушием и ведет к рутине, а другое, настоящее терпение, слагающееся из понимания, юмора и твердости. Он был не учителем, а укротителем с пистолетом и хлыстом. И превратил классную комнату в клетку с хищными зверями.

Ответов - 50, стр: 1 2 3 All

ЛиСиЦа: ULV пишет: Цель была прекрасна. Я вот в этом не уверена. Он не для детей старался, а для удовлетворения своего тщеславия. Мои ученики должны быть лучшими - вот его девиз. С ударением на первое слово. Так и некоторые родители считают (мой ребёнок должен быть лучшим) и некоторые мужья или жёны (моя жена, мой муж должны быть достойны меня )

Nikita-80: Возможно, что этот педагог просто злился на ситуацию, что не может донести до учеников положенные знание и это заставляло его принимать подобные меры.То есть, не видел отдачи от своего труда. А нормальные учителя, родители, супруги безусловно стараются, чтобы их ученики, дети, жены были хоть в чем-то, но лучше других.Во всем, к сожалению, не получится.

ЛиСиЦа: Nikita-80 пишет: Возможно, что этот педагог просто злился на ситуацию, что не может донести до учеников положенные знание и это заставляло его принимать подобные меры.То есть, не видел отдачи от своего труда. Возможно, но очень маловероятно: ULV пишет: Он до потери сознания загружал нас домашними заданиями. Потчевал нас таким обилием учебного материала, диктантами и контрольными, что даже самые бойкие и лучшие ученики начинали нервничать. - его просто распирало изнутри непомерное тщеславие и он боялся лопнуть. Nikita-80 пишет: А нормальные учителя, родители, супруги безусловно стараются, чтобы их ученики, дети, жены были хоть в чем-то, но лучше других. Также, как и некоторых других "нормальных". Nikita-80 пишет: Во всем, к сожалению, не получится. К счастью... Иначе эти "нормальные" раздулись бы до размеров Солнца


SS: ЛиСиЦа пишет: К счастью... Иначе эти "нормальные" раздулись бы до размеров Солнца Надо быть снисходительнее к "нормальным" людям. Не все же таки талантливые как ты. Если человек и так чемпион в нескольких видах спорта - чего ему быть тщеславным? и если человек имеет любимую и высокооплачивамую работу - с чего бы ему вдруг любить деньги и делать сбережения?

Nikita-80: Я , как всегда , не очень понял о чем вещают два предыдущих форумчанина, но остаюсь при своем мнении. Все ж надо стараться, чтоб твои дети хоть в чем-то были лучше других, а не сливались с общей серой массой.

ЛиСиЦа: SS пишет: Не все же таки талантливые как ты. Если человек и так чемпион в нескольких видах спорта - чего ему быть тщеславным? Это в прошлом. SS пишет: если человек имеет любимую и высокооплачивамую работу - с чего бы ему вдруг любить деньги и делать сбережения? Это скоро будет в прошлом. Просто я свои не израсходованные амбиции не распространяю на других, даже самых близких. Nikita-80 пишет: Все ж надо стараться, чтоб твои дети хоть в чем-то были лучше других, а не сливались с общей серой массой. Для этого они должны стараться, а не Вы или кто-то другой за них.

Nikita-80: ЛиСиЦа пишет: Для этого они должны стараться, а не Вы или кто-то другой за них. Стараться-да, должны , безусловно.Но родителя должны этому постоянно сопутствовать.

ЛиСиЦа: Nikita-80 пишет: Но родителя должны этому постоянно сопутствовать. "Сопутствовать" - заставлять стараться, что ли? Эффект будет обратным. Как у того учителя. Дети просто возненавидели его учёбу и всё.

Nikita-80: ЛиСиЦа пишет: "Сопутствовать" - заставлять стараться, что ли? Эффект будет обратным. Как у того учителя. Дети просто возненавидели его учёбу и всё. Нет, неправильно все поняла.Способствовать-это помогать, заниматься дополнительно, нанимать учителей.Это что касается учебы.Так же просто поддерживать, поощрять. А в другом? Одевать получше, водить-возить почаще и подальше.Покупать все новое и модное.Ну, так скажем.В примитиве, конечно.

ЛиСиЦа: Nikita-80 пишет: Стараться-да, должны , безусловно.Но родителя должны этому постоянно сопутствовать. Nikita-80 пишет: Способствовать-это помогать, "Помогать стараться" получается... Nikita-80 пишет: заниматься дополнительно, нанимать учителей.Это что касается учебы. Как раз соответствует вот этому: ULV пишет: Он до потери сознания загружал нас домашними заданиями. Потчевал нас таким обилием учебного материала, диктантами и контрольными, что даже самые бойкие и лучшие ученики начинали нервничать. Когда он входил в класс и невозмутимо говорил: "Достаньте тетради!", каждый рад был бы забиться в мышиную нору. Nikita-80 пишет: Так же просто поддерживать, поощрять. Путаете мотивацию с вознаграждением. Nikita-80 пишет: Одевать получше, водить-возить почаще и подальше.Покупать все новое и модное.Ну, так скажем. А ему это надо? Или его мнение не имеет значения? Вот "поспособствуйте" ребёнку, который, став призёром Чемпионата России, через два месяца отказывается ехать на соревнования и заявляет, что уходит из спорта. Или жене, которая имеет престижную, высокооплачиваемую работу и уходит с неё. Потому что стало неинтересно.

Nikita-80: ЛиСиЦа пишет: "Помогать стараться" получается... Да, конечно, помогать "стараться", помогать учиться, осваивать материал да и просто получать хорошие оценки.Вон, я часто за сына контурные карты делаю-ему некогда да и влом, а мне -в удовольствие. А он в это время чем-то другим занят, более полезным и нужным для него. А репетиторы помогают освоить материал в индивидуальном порядке, в темпе и ритме, удобном для каждого ребенка.Все сейчас нанимают и не одному предмету. ЛиСиЦа пишет: Путаете мотивацию с вознаграждением. Нет, я ничего не путаю.Вещи не должны быть ни мотивацией, ни поощрением.Это просто либо необходимые покупки, либо желание родителей удовлетворить интересы и желания детей, скажем так, проявление безграничной любви, когда понимаешь, что не заслужил он этого в силу своей успеваемости и поведения (предположим), а покупаешь ему все равно все, что он хочет (или почти все). ЛиСиЦа пишет: А ему это надо? Или его мнение не имеет значения? А кто от этого откажется? И мнение , конечно, имеет значение, в выборе цвета, фасона, фирмы и прочего.

Mily: По сабжу: ULV пишет: Он был не учителем, а укротителем с пистолетом и хлыстом. И превратил классную комнату в клетку с хищными зверями. Вобщем-то этой фразой все и сказано про этого человека. Не вижу тут ни амбиций, ни заблуждения. Просто некоторым людям лучше не заниматься тем, чем они занимаются. Nikita-80 , не стала вмешиваться, дабы не разжигать, но хочу выразить тебе свою приязнь, было приятно и интересно читать, несмотря на то, что флуд и спор на грани фола, но мне очень импонирует твой подход к воспитанию детей и все, что ты написал про учебу, подарки, отношения с родителями мне близко, я так же вижу гармоничные отношения с ребенком и готова подписаться практически под каждым словом, написанным тобой в этой ветке.

ЛиСиЦа: Mily пишет: Просто некоторым людям лучше не заниматься тем, чем они занимаются. Золотые слова. Скорее всего, родители в своё время заставили Лемана окончить педагогический ВУЗ вопреки его желанию, поэтому он так и ненавидит свою работу.

Nikita-80: ЛиСиЦа пишет: Золотые слова. Скорее всего, родители в своё время заставили Лемана окончить педагогический ВУЗ вопреки его желанию, поэтому он так и ненавидит свою работу. Эх...Если б было все так просто и примитивно...А может он просто садист и поэтому захотел работать с детьми с возможностью так обращаться с ними. А ты тут про родителей и образование. Всё в одной плоскости..И всё , как всегда, очень плоско...

ЛиСиЦа: Nikita-80 пишет: Если б было все так просто и примитивно...А может он просто садист и поэтому захотел работать с детьми с возможностью так обращаться с ними. Возможно и такое. Но дело то в том, что садистов гораздо меньше, чем людей, которые ненавидят свою работу, потому что её им навязали.

Mily: Часто все бывает до банального просто. У людей всего лишь неустойчивая психика, только и всего. Ведь никто не проверяет учителей на профпригодность конкретно в этом отношении. А делее это превращается в огромную проблему. Я уверена, что большинство педагогов раздражаются, когда ученик не понимает что-то или тем более не знает заданный урок, однако далеко не каждый считает раздражение - поводом для буйства. Нормальный человек сдержит эмоции, либо выкажет их в допустимом объеме. Ненормальный поведет себя так, как описано в рассказе. На мой взгляд, Леман как раз из этой категории. ULV пишет: были негодяи, которым доставляло удовольствие пороть. Учитель Леман к этой пакостной разновидности скотов не относился. Он был менее зауряден, но куда более опасен. Он дрался не потому, что хотел насладиться нашей болью. Он дрался, доведенный до отчаяния. Он не понимал, как это мы не понимаем того, что понимает он. До него не доходило, что его объяснения могут до нас не дойти. Вот что приводило его в бешенство. Вот отчего он терял голову и самообладание и кидался на всех как помешанный. В моей жизни была такая первая учительница в начальных классах. Не с таким остервенелым бешенством и в промежутках между всплесками она была довольно спокойна и даже дружелюбна. Но любое непонимание вызывало в ней истеричную агрессию и она могла ударить линейкой (чаще по парте, и линейка просвистывала в миллиметре от лица, не больно, но приятного мало, реже попадало по каким-то частям тела), толкнуть, схватить за предплечье и встряхнуть, схватить за ухо. И была учительница по математике в старших классах. Вот там уже было чистое стопроцентное тщеславие. Половину урока она орала на нас, что мы тупицы и идиоты. Другую половину - что даже такие тупицы и идиоты, как мы, у нее будем знать математику на 5. Это была чистая правда, мы все сдали экзамены на 5, даже я, чистейший гуманитарий, для которого запомнить несколько листов текста проще, чем одну единственную формулу, была выдрессирована, как хороший цирковой пудель. Но с тех самых пор ненависть к предмету засела даже в тех, кто пошел в технические специальности.

ЛиСиЦа: Mily пишет: тщеславие. Половину урока она орала на нас, что мы тупицы и идиоты. Другую половину - что даже такие тупицы и идиоты, как мы, у нее будем знать математику на 5. Это была чистая правда, мы все сдали экзамены на 5, даже я, чистейший гуманитарий, для которого запомнить несколько листов текста проще, чем одну единственную формулу, была выдрессирована, как хороший цирковой пудель. Но с тех самых пор ненависть к предмету засела даже в тех, кто пошел в технические специальности. У нас химичка такая была. Я рассказывала в "Воспоминаниях бывшего ребёнка". Причём, специалист-химик она была очень хороший, но детей ненавидела. Ей надо было не в педагогику идти, а в учёные-химики. Уж, не знаю, как она в профессии педагога оказалась... Только догадываться могу

Nikita-80: Mily пишет: Часто все бывает до банального просто. У людей всего лишь неустойчивая психика, только и всего. Вполне вероятно.У нас училка в музыкалке по сольфеджио была такая.Эсфирь Иосифовна.Вроде знаток своего дела и высокий профессионал, посвятивший себя преподаванию детям теории музыки.Но , если кто-то чего-то не понимал, то крик стоял на оба этажа школы.Попасть к ней в класс-было равносильно продажи раба на Юг Штатов. У нее ревели периодически все, иногда и по 2-3 ученика одновременно-даже я, правда только в младших классах, так как потом перевели к другой по причине смены расписания, но и по моему желанию тоже. И у старшего есть такая одна..Если ей кажется, что ученик отвлекся, она подскакивает и находу сбрасывает все с его парты.Влад на это как-то не попадался.То ли ведет себя нормально, то ли просто я однажды имел с ней доверительную беседу.Но ЕГЭ все ее ученики сдают который год вполне успешно, благодарят ее за это. У меня два школьника-в 3-ем и в 7-ом классах (это для Мили).

Mily: Nikita-80 пишет: У меня два школьника-в 3-ем и в 7-ом классах (это для Мили). Тем более. Но, как видишь, это ничего не меняет. Мы все равно оказывается водим детей в какую-то мистическую государственную школу, которая при этом частная элитная гимназия. Живем в элитных районах. У меня рядом с домом офигенные элитные пятиэтажки, там в пентхаусах живут олигархи и элитная же государственная музыкальная школа и еще музей Лизы Чайкиной для избранных слоев населения. Никто из простых людей к нам в этот район не заходит никогда. И мы оттуда тоже никуда не выходим. Только в элитный супермаркет - Лента называется. У тебя в Питере тоже такой должен быть в твоем элитном районе. Обычно мы садимся в лимузин и едем в булошную, потом забираем своих затюканных детей, долго определяя из одинаковой толпы в одинаковой форме, какой-же из них, наш, а по дороге обратно в свой элитный район, допрашиваем их с применением методов святой средневековой инквизиции с кем они дружат, и как у них дела. Вот такая, блин, трагедь и грустняк. Трудная жизнь у нас, простых российских олигархов.

Nikita-80: Ой, Мили!..Браво!!! Тысяча баллов! Ржал, что даже моя элитная супруга вскочила , подумала, что пора везти меня в элитную "дурку".Еле отговорил .



полная версия страницы