Форум » Тема телесных наказаний в литературе. » Алексей ЛЕОНОВ. Ременная азбука » Ответить

Алексей ЛЕОНОВ. Ременная азбука

Guran: Алексей ЛЕОНОВ Ременная азбука Когда Светлана Андреевна приехала в Маленки, поселилась в учительском доме, то стала со всеми заводить знакомства, зазывала каждого к себе в гости. Она привезла с собой много книжек. Когда Петька попал к ней и увидел книги, то решил, что много книг бывает у тех людей, которые очень умные. У Петьки в доме тоже были книги: у Маришки свои медицинские — и немного их ещё накопилось, у отца — агрономские, с сеялками, тракторами, культиваторами и машинами разными. Петьке тоже покупали книжки, но они все куда-то подевались, будто их ветром сдуло или дождём смыло. И вот, когда Светлана Андреевна впустила Петьку в дом и показала ему самое главное своё богатство, ему тоже захотелось иметь много толстых больших книжек. «Может, тогда, — подумал он, — я буду самым умным человеком в Маленках». Петька умел бывать и тихим и шустрым. Когда Светлана Андреевна разговаривала с ним, он был тише воды, ниже травы, словно связан крепкими верёвками по рукам и ногам. Но когда она отворачивалась на минутку или выходила из дома, Петька мгновенно шустрел, схватывал с полки книжку и прятал её под рубаху. Уходил он из дома опять тихим, степенным. Светлана Андреевна хвалила его отцу и матери, говорила, что таких примерных мальчишек она встречает впервые, что из него получится настоящий отличник, что она и не надеялась встретить такого воспитанного и стеснительного человека в Маленках и что Петька порадовал её больше всех. Гость от таких слов краснел, будто кормовая свёкла на срезе, и говорил, что нет, он никакой не тихоня, это она придумала. Книжки Петька складывал в сарае, куда перебирался спать, как только наступало лето. Он подвесил над постелью кошёлку из-под куриного гнезда и начал наполнять её книжками. Читать тогда Петька ещё не умел. Знал некоторые буквы, но складывать из них слоги, а из слогов слова было всё некогда и лень. И Петька лишь рассматривал картинки. Раз от раза полнее становилась кошёлка, и скоро пришлось повесить над кроватью вторую… Теперь можно было начать ждать, когда будешь очень умным, самым умным человеком в Маленках, умнее даже, чем Светлана Андреевна. Помешал Петьке в этом такой случай. Однажды утром, когда бывает самый сладкий сон, на него кто-то прыгнул и стал душить. Петька спал, накрывшись с головой одеялом, и поэтому не мог ничего понять. Он попробовал скинуть с себя тяжесть, но не осилил её. От испуга он хотел расплакаться, но потом передумал. Не подавая голоса, тихо выполз из-под одеяла и опрометью выбежал во двор. На крик выскочил отец. Подумав, что сына испугал какой-то зверь, он схватил палку и кинулся в сарай. Оттуда отец вышел… с кошёлкой в руках. Петька сразу догадался, в чём дело. На него, значит, свалилась кошёлка с этим бесценным добром, и теперь откроется вся тайна — и ему несдобровать… Завтракали, как всегда, с шутками. Один Петька дулся, ничего не ел. Потом все стали собираться по своим делам, кто куда. Отец сказал, что у него на весь день столько работы, что вряд ли и справится с ней. — А тут ещё одно дело надумал. Хочу сына азбуке поучить! — Не рано ли? — спросила мать. — Думаю, что в самую пору, — ответил отец. Петька обрадовался. Значит, о его проделках отец не догадался. — Пап, а где учить азбуку будем? — спросил он. — В сарае, наверное, — ответил отец, — чтобы люди честные не видели нашего ученья. — А почему? — Им не нужна эта наука, — сказал отец. — Они прошли её давно. Мы с тобой отстали. — Пап, а ты на работу не опоздаешь? — спросил Петька. — Ничего. Ради науки можно! Отец взял ремешки, из которых хотел плести кнут для коров, связал их метёлочкой. — Ну, сын, — сказал он. — Пойдём учить азбуку. Поздно, правда, проходить такую науку, но, может быть, ещё запомнится. — Запомнится, — заверил Петька. — Я смышлёный. — Смышлёный, — подтвердил отец, — но надо быть ещё смышлёней. Они вошли в сарай. Отец сел на низкую скамейку, рядом положил метёлку из ремней, а Петьку поставил у своих ног на колени, велел брать из кошёлки по одной книжке и показывать ему. Петька немного насторожился — не вышло бы какого подвоха, — но отец помешал ему пораскинуть умом, спросил: — Как, сын, учить будем, по одной буковке или сразу слогами? — Быстрее чтоб, — ответил Петька. — Буквами дольше. Пойдём по слогам… Скажи мне, что написано на этой толстой книжке? — спросил отец. Петька взял в руки книгу. Она была такая тяжёлая, что от её тяжести тряслись руки. В надписи он увидел самую знакомую букву. — «О» тут, пап, «о». — Да, есть и «о», — подтвердил отец. — Но надо начинать с первых букв. Какие первые буквы? У Петьки зачесалась спина, покривилось лицо. Он не знал этих букв. Писать он умел одну — из двух палочек, с перекладинкой, а название её забыл. — Не знаю, пап, — сказал Петька. — Запомни, — сказал отец. — Это слог «НЕ». Петька лишь рот раскрыл, чтобы повторить, но вместо нужного слога выкрикнул: — Ой! Пап, ты чего? Отец больно стегнул Петьку ременной метёлочкой и поправил: — Не «ой», а «НЕ». Запомнил, какой это слог? — Запомнил «НЕ», — быстро ответил Петька, оглянувшись. — Дальше словами будем учить, — сказал отец и с ударом по тому же, определённому для наказаний, месту назвал следующее слово. — «БЕРИ», — повторил Петька. Он начал обижаться, и от обиды защипало в носу, просились наружу слёзы. — И последнее слово «ЧУЖОЕ», — сказал отец и бросил ремни в кошёлку. — «ЧУЖОЕ»! — выкрикнул Петька и заплакал. — Не показывай слёз! — сказал отец. — Повтори мне, что мы учили! — «НЕ» учили, «БЕРИ» учили, «ЧУЖОЕ» учили, — прохрипел Петька. — А как всё вместе прочитать? — спросил отец. — «НЕ БЕРИ ЧУЖОЕ!» — отчеканил Петька и заревел, чтобы оградить себя от повторения ременной азбуки. — Знаешь теперь, что на чужих книжках пишется? — спросил отец. — Знаю, — ответил Петька. — Не буду больше брать чужое. Никогда не буду! — То-то же… Положи книгу и занимайся своим делом. — А книжки куда? — спросил Петька. — Книжки я верну туда, откуда ты их взял. А это отнеси на место. Отец подал сыну ремни. Петька поспешил отнести их в дом. Мать встретила его, спросила: — Что, сынок, отучились? — Отучились, — дуясь, сказал Петька. — А что это у тебя в руке-то? — Азбука, — ответил Петька и улыбнулся.

Ответов - 2

Guran: Алексе́й Архи́пович Лео́нов — лётчик-космонавт СССР № 11, первый человек, вышедший в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, лауреат Государственной премии СССР, автор нескольких опубликованных книг. "Ременная азбука" является главой книги для детей "Сани-самоходы", 1976 года издания. https://royallib.com/book/leonov_aleksey/sanisamohodi.html

Дым: У него еще есть в какой-то книге эпизод. Я в глубоком детстве в библиотеке брал, задавали читать. Вроде, автобиографическое что-то. А та глава называлась "Рубцы на память". Но это я так помню, а искал как-то в сети и не нашел. Мож приснилось



полная версия страницы