Форум » Рассказы, написанные посетителями нашего форума и авторами интернет-ресурсов. » Заместитель учителя. » Ответить

Заместитель учителя.

Родзик: Заместитель учителя. 11 марта 2023 г. Захотелось чего-то простого и лёгкого, без изысков и чернухи. Навеяно школой позднего СССР. *** Будущий выпускник Володька Пименов шёл в школу с большой неохотой. Если бы сегодня был обычный школьный день, то по расписанию в его 11-а было бы шесть уроков - и домой! А так как сегодня был день школьного самоуправления, то придётся барабанить все семь, да ещё заниматься чёрт знает чем! И кто придумал этот день? Вернее, кто вообще придумал это всё? Школьная республика. Президент. Школьный парламент. Выборы. Разве бы дети сами додумались до такого? Тут явно не обошлось без руководящей и направляющей роли партии и её верного помощника комсомола. И хотя Володька сам был комсомольцем, всё это выглядело как-то надумано, неестественно, никому не нужным. Детям, по крайней мере, точно. Вот, как они, например, выбирали себе президента? Собрали в актовом зале всех учащихся с 4 по 11 класс. Все написали на бумажках фамилию и класс того, кого хотели бы видеть президентом. И что? Младшеклассники дурачились и писали фамилии друг друга. Старшеклассников предупредили, чтобы все голосовали за Светку Иванову из 10-б. Во-первых, потому что она была круглой отличницей и шла на золотую медаль. А, во-вторых, с ней заранее переговорил классный руководитель, и она сама была не против. Почти точно также выбирали и парламент, с той лишь разницей, что фамилий было больше. Даже Володьку хотели туда запихнуть, классная настаивала. Но удалось отвертеться, - он всё свалил на свою секцию лёгкой атлетики. Мол, три раза в неделю тренировки. Времени совсем нет! Ну, вот, выбрали они себе президента. Для чего? Сходить к нему пожаловаться, что учитель двойку поставил? Так ещё и отгребешь на комсомольском собрании. Пропесочат так, что мало не покажется. Может президент подписывал какие-нибудь указы? Ну было дело. Был один. Учителя подкинули в парламент тему для дискуссии, которая возникла, якобы, в ученической среде. Можно ли мальчикам носить в школе джинсы? Долго обсуждали, проводили опросы. В результате постановили - нельзя! Остановились на обязательном ношении школьной формы, либо на парадно-выходном варианте - темные брюки, светлая рубашка, т.е. классика - "белый верх - чёрный низ". Подписала Светка этот указ. И что? Кто-нибудь его выполнял или контролировал? Получилась опять сплошная "липа" и пустое сотрясение воздуха. Единственно, что кое-как работало во всей этой системе, так это "дни школьного самоуправления", которые проводились один раз в четверть. Кому-то из учеников они даже нравились. Учителя вообще были довольны. На этот день им давали выходной (который всё равно потом приходилось отрабатывать на внешкольных мероприятиях или пришкольном участке). В этот день вся школа погружалась в хаос детского руководства самими собой. Но хаос был управляемый. Уроки проводились по расписанию в 4х - 9х классах. Вели уроки старшеклассники-выпускники 11-х классов. Учителя предметники готовили для них материалы - либо для проведения контрольных работ, либо для самостоятельной подготовки по учебнику, либо просто просили провести с их классом урок-беседу, лишь бы дети сидели тихо и не ставили школу на уши. Последнее особенно нравилось новоиспеченным учителям - можно было грузить малышне байки или травить анекдоты с ребятами постарше. Десятиклассники (и часть выпускников - ну, как же без "дедовщины") были задействованы на всевозможных дежурствах: в раздевалке, столовой, туалетах, в коридоре и рекреациях. Следили за порядком и чистотой. Заставляли классных дежурных убирать закрепленные за ними кабинеты после уроков. Школа, конечно же, не оставалась полностью без взрослых. Директор сидела у себя в кабинете и старалась выходить только в самом крайнем случае. Работал медпункт. Учителя-мужчины (трудовик, физкультурник и ещё три предметника) были доступны по первому требованию, хотя закрывались, на всякий случай, в столярке. И один бог знает, чем они там занимались. В общем, вся эта суета - ещё одна имитация взрослости и самостоятельности подрастающего поколения. Ну, вот и школа! Володька не спеша вошёл в вестибюль, поздоровался с вахтершей тётей Пашей и шагая по лестнице через ступеньку, поднялся в свой класс на третий этаж. До начала уроков было ещё целых 30 минут...

Ответов - 3

Родзик: Заместитель учителя. Окончание. Весь класс был в сборе. Староста Васька Петухов зачитывал каждому, кто за что отвечает сегодня. Володьке досталось дежурство по коридору 2-го этажа на первых двух уроках и переменах. Третий был свободен. А на четвёртом предстояло провести математику в 5-Г. Остальное можно не записывать - график пришпилили на доске. Подходи и читай в любое время. Хочешь-не-хочешь, а идти на урок придётся. Вести уроки старшекласснику Пименову ещё не приходилось. Нет, он не боялся встать у доски перед всем классом. Но вот почувствовать себя в роли учителя было как-то стрёмно. Тем более перед малышней. "Это ж им по 11, максимум по 12 лет", - подумал Владимир. "Хорошо хоть только контрольную провести, да собрать в конце листочки". Дежурство пролетело быстро. На уроках дежурить в пустых коридорах одно удовольствие. Изредка прошмыгнет какой-нибудь пацанчик в туалет. Рявкнешь на него: "А ну бегом, одна нога там, другая в классе. Посередине ширинку застегнуть не забудь!". И всё! На переменах, конечно, работы побольше, и в основном с малолетками: останавливать бегающих спринтеров, разнимать дерущихся, если такие вдруг нарисуются, самых отъявленных можно взять за шкварник и хорошенько встряхнуть ушедшую в пятки душонку для приведения в чувство. Три урока пролетели быстро. До звонка на четвёртый Володька успел забежать в свой класс и взять материал для контрольной работы. Точно по звонку он подошёл к кабинету, где находился 5-Г. Учитель не должен опаздывать. Слова "здравствуйте, ребята!" застряли у новоиспеченного учителя в горле, как только он переступил порог классной комнаты. Два десятка человекообразных, похожих на учеников средней школы, вели себя так, будто только что сбежали из зоопарка. Кто-то скакал по партам, кто-то весело визжа, колошматил соседа по парте учебником по голове, многие бросали друг в друга шарики из бумаги. Повсюду валялись порванные промокашки, портфели и стулья. Кто-то толкнул старшеклассника в спину и в кабинет ввалились ещё трое собратьев по разуму и присоединились к стае. Никто не обращал внимания на вошедшего, явно игнорируя его как учителя. Судя по всему, звонок тоже существовал не для этих ребят. Да, не зря говорят, что чем дальше литера класса по алфавиту, тем "одареннее" дети в нём подбираются. Подбираются или подбирают? А ведь есть и 5-Д у них в школе. Подойдя к учительскому столу, Володька увидел на нём указку. Добротную, длинную, деревянную указку. Внезапный удар плашмя указкой по столу прозвучал как выстрел в ушёлье. Броуновское движение детских тел прекратилось мгновенно и организованным порядком учащиеся за несколько секунд разбежались по своим местам. Только пара увлечённых бегом мальчишек продолжала по инерции нарезать круги вокруг среднего ряда столов. Одного из них Володьке удалось схватить за воротник школьного костюмчика. Бегун крутанулся в руке, пытаясь вырваться, но вместо этого принял странную позу: фигурка чуть наклонилась вперёд, форменный пиджачок задрался кверху, оттопыренный зад в плотно облегающих брючках предстал перед всем классом. Что произошло в следующее мгновение Владимир Пименов даже не успел сообразить сам. И как он мог такое совершить? Два крепких подряд удара указкой обрушились на ягодицы мальчишки. Он ойкнул, схватился руками за зад и стал энергично чесать его. Глаза приняли осмысленное выражение, а перекошенный болью рот жалобно выкрикнул: - За что? - За поведение. Как фамилия? - Бабарыкин. - А зовут? - Даниил. - Значит так, Даниил, ещё одно замечание и получишь в три раза больше. Умножать на три умеешь? - Да. - Скоро мы это и проверим. А сейчас марш на место и чтобы я тебя больше не слышал. И, обращаясь к классу, добавил: - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Притихший класс стал послушным и управляемым. А урок, наконец, принял подобающую ему форму. - Сегодня я замещаю вашего учителя математики и проведу у вас урок, на котором мы напишем контрольную работу. Предупреждаю, оценки пойдут в журнал. И проверять буду не я, а ваш учитель. Я ей передам ваши работы. - А теперь достали листочки, подписали их: фамилия, класс. Задания я пишу на доске. Можете сразу приступать к работе. Контрольная была не сложной - два примера, неравенство, уравнение и задачка. В двух вариантах. Пока зам. учителя исписывал мелом доску, он услышал за спиной возню и настойчивый шёпот. Похоже бабарыкинский: - Дай ручку! - Нету у меня лишней. Свою носить надо! - а это уже голос девчонки. Резко повернувшись, Володька застал конфликт в самом разгаре: Бабарыкин сполз на своем стуле и, почти лёжа, молотит ногами по обуви впереди сидящую девочку. Та, недолго думая, обернувшись, отвечает учебником по голове. "Надо что-то делать!", - лихорадочно думает Владимир. - "Обещание надо держать, иначе грош мне цена как учителю, пусть и временному". - "Хрен с ним, с этим комсомолом. Попрут, так попрут! Но, чтобы потом вся мелюзга надо мной смеялась? Ну, уж нет!". - Бабарыкин, подойди ко мне! - Чего?! - Ко мне подойди! Нарушитель спокойствия нехотя подходит к учительскому столу. Насупившись, глядит изподлобья. - Я что обещал ровно пять минут назад? Ну, чего молчишь? - Умножить на три. - Что умножить? - Два раза. - Что два раза? - Два раза по попе указкой умножить на три. - Сколько всего получается? - Шесть. - Молодец, стану учителем, считай тройка у тебя в кармане. А сейчас носом к доске и наклонись. Руки на колени. Снова знакомая поза. Оттопыренная пятая точка хорошо видна всему классу. Но все усердно царапают ручками бумагу. Или делают вид. "А вообще молодец пацан! Не хнычет, не просится. Неужели привычка?". Первый удар средней силы. Даниил коротко вскрикивает и распрямившись потирает ушибленное место. Второй посильнее. Данька смешно подпрыгивает, ещё яростнее делает массаж филейной части и отворачивает заднюю часть тела ко входу. Прячет. Не хочет больше. "А больше и не надо", - думает Володька, а вслух милостиво прощает: - Хватит с тебя, а то контрольную не успеешь написать. Бегом за парту! - У меня ручки нет. Забыл дома. - Вот горе луковое! Возьми мою. Быстро за работу. Урок благополучно подходит к концу. Все усердно пишут, даже Данька что-то выводит на бумаге. Володя проходит по рядам, собирает работы. Звонок. Снова шум, гам, весёлый галдеж. - Ребята, все свободны. До свидания. Бабарыкин останься! Класс опустел. За учительский столом сидит Владимир Пименов - замучителя. Рядом стоит ученик Даниил Бабарыкин. Молчит. Глаза смотрят в пол. - Дань, ну объясни мне почему сдал чистый лист? Назло мне? - Нет, просто я не смог решить ни одного примера. Глаза у пацана на мокром месте. Переживает. - Дома попадёт? Мальчишка грустно кивает головой. - Отец бьёт? - Мать. Ремнем по голой попе. А отца у нас нет. Ушёл. Насовсем. - Ну, вот что. Давай-ка сюда назад мою ручку. Сейчас я расскажу как решаются эти примеры и уравнения. А ты попробуешь их решить ещё раз. Мальчишка рукавом вытирает мокрый нос и преданными глазами смотрит на своего учителя. Он согласен.

allenax: Действительно просто и легко, но интересно так как подкупает искренностью! Все ж так и было! Спасибо за рассказ!

Sakh: Дежурство в рекреации в корпусе начальной школы было не сложным, гораздо проще, чем в коридорах средней школы, где тебя могли послать далеко и надолго ... Но был нюанс, у приятеля, с которым чаще всего и приходилось вместе дежурить, в начальной школе учился двоюродный брат на 4 года нас младше, и вот если нам не везло попасть дежурными на этаж, где был класс его брательника, начинался треш по задеранию нас дежурных этими малолетними сорвиголовами ... Братишка и ещё 4-5 его приятелей, а то и больше, воспринимали нас, как законную "добычу" на время перемены ... Иногда так и хотелось, взять из класса указку, чтобы припечатать по их задницам, но ограничивались редкими шлепками за уж совсем безобразное поведение ...




полная версия страницы